Масляная лампа. Масляные лампы история


История развития приборов освещения - Электроустановки - Энергетика - Каталог статей

Знакомство с историей развития бытовых светильников помогает лучше понять взаимосвязь и взаимовлияние техники и культуры в этих объектах предметной среды жилища, чрезвычайно разнообразных по своим формам. Первое литературное упоминание о светильнике мы встречаем у Гомера. При описании Одиссея и Телемаха, выносящих оружие женихов, говорится: "… и Афина Паллада им, невидимо держа золотую лампаду, светила”.

Многовековая история бытовых светильников демонстрирует зависимость их формы от развития техники искусственного освещения, материалов и технологии изготовления, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и, наконец, дизайна.

Источники искусственного света древнего мира – факелы, лучины и масляные светильники. Масляные светильники состояли из сосуда для конопляного или льняного масла и фитиля. Материалом для их изготовления чаще всего служила глина, реже бронза. Сохранилось много образцов подобных светильников периода древней Греции и Рима. Ввиду слабой силы света одного фитиля сосуды для масла снабжались несколькими фитилями, а в композицию одного светильника иногда входило несколько сосудов. Существенным достижением техники искусственного освещения было создание в Vв. до н.э. Каллимахом фитиля из так называемого карпасийского льна, несгораемого материала, напоминающего асбест, добывавшегося на острове Крит. Такой "неугасимый огонь” в течение семи веков горел в святилище Афины в Эрехтейоне. О нем упоминает в "Описаниях Эллады” во IIв. н.э. путешественник и географ Павсаний.

Как широко распространенный предмет быта светильники стали объектом художественного творчества еще в глубокой древности. Уже в то время их формы и конструкции были весьма разнообразны. Тогда же появились почти все существующие сегодня типы светильников по способу и месту их установки.

Исторически анализируя эволюцию формы бытовых светильников, можно проследить возникновение и развитие их структур и декора. При этом легко выявляются устойчивые структуры, не зависящие от смены архитектурно-художественных стилей. Многие типы структур, возникнув в глубокой древности, сохранились и по сей день. Другие типы структур оказались менее долговечными. Например, с появлением электричества ушли в прошлое существовавшие в XIX в. переносные керосиновые светильники-кружки. Среди сохранившихся структур можно назвать подвесные светильники с кольцеобразной или рожковой структурой, настольные светильники с центральной стойкой, настенные светильники типа "бра” (рука). Эти структуры возникли и развивались в период, когда наиболее распространенным источником света была свеча.

Основной причиной сохранения первоначальных структур являются их целесообразность и рациональность, а также определенная инертность человеческого сознания, приверженность людей к стереотипам. Например, структура настольного свечного светильника с центральной стойкой в XIX в. была применена и для керосиновых ламп, хотя, в данном случае, она менее целесообразна. При этом приходилось маскировать необходимый резервуар для горючего.

При появлении электрического освещения сформировались новые виды структур, рациональные при новом источнике света. Однако, многие виды структур, которые нельзя отнести к рациональным, продолжают применяться и в электрических светильниках. Сегодня мы видим многочисленные примеры использования структур и форм, характерных для свечных и керосиновых светильников.

На протяжении многих столетий светильник рассматривался как неотъемлемый элемент интерьера жилища. Поэтому его форма и декор развивались в тесной связи с формой оборудования интерьера и подчинялись стилевым направлениям в этой области.

Светильник всегда был объектом профессионального и народного декоративного искусства. Во времена Древней Греции, Этрурии и Рима наряду с богато декорированными бронзовыми светильниками в большом количестве изготовлялись масляные светильники из обожженной глины. В качестве примеров таких древнейших образцов можно привести светильники, найденные при раскопках Геркуланума и Помпеи еще в XVIII в. и светильники из раскопок в Херсонесе уже в наше время (рис. 1).

Для украшения бронзовых светильников широко использовались архитектурные мотивы, изображения людей и животных, растительные и геометрические орнаменты. Уже в тот период легко заметить много общего в элементах светильников и мебели. Этрусские канделябры, как и мебель, имели опоры в виде человеческих ног или звериных лап. В качестве рассеивателей (а скорее для защиты пламени от порывов ветра) в бронзовых масляных светильниках появляется силикатное стекло.

Глиняные масляные светильники, применявшиеся в жилище простых людей, также различны по форме. Однако в них используются лишь мотивы животного и растительного мира и отсутствуют какие-либо архитектурные мотивы. Чаще всего такие светильники делались переносными.

На протяжении многих столетий в домах крестьян во многих странах Северной Европы, в том числе и в России, основным источником света была лучина. Для поддержания пламени горящей лучины и хранения новых лучин применялись так называемые светцы. Чаще всего они выковывались из металла. Иногда в качестве основания применялись деревянные детали. Светцы были весьма разнообразны, они украшались различными металлическими завитушками, а деревянные детали делались резными и иногда покрывались росписью.

Искусственное освещение на протяжении многих веков осуществлялось свечами. Более безопасные и удобные в эксплуатации, уже в XII в. в Древней Руси они применялись широко. Раньше других появились сальные свечи, затем восковые, стеариновые, парафиновые, спермацетовые, которые и горели дольше и давали меньше нагара и дыма. Все осветительные приборы XVI-XVIIIвв. представляли собой различные конструкции, с прикрепленными к ним профитками, в которые вставлялись свечи. Самыми распространенными были подсвечники (шандалы) на различное количество свечей, для изготовления которых применялись дерево, кость, стекло и фарфор, однако наиболее распространенным был прочный огнестойкий металл.

По мере развития литейного дела в Киевской Руси еще в IX в. изготавливаются медные и серебряные паникадила и подсвечники. Название "паникадило” или "поликадило” происходит от греческого слова "поликанделон”, означающего многосвечник. Наиболее устойчивая композиция паникадила состояла из центральной стержневой конструкции со сложными балясинами (а позднее – с шарами), от которой ответвляются многоярусные свечники (рис. 4). В более поздние времена конструкция паникадил легла в основу создания многих люстр.

Наряду с паникадилом на Руси имелась еще более древняя форма светильников – хоросы, представлявшие собой подобие круглой чаши, подвешенной на цепях и обрамленной кольцом, в котором устанавливались свечи. Интересные образцы хоросов имеются в Грановитой палате Московского Кремля.

Сложные и крупные светильники применялись главным образом в церквях, дворцах и домах богатых людей. Такие светильники, как правило, отличались не только размерами (диаметр паникадил в некоторых храмах доходи до 3м), но и великолепной отделкой, применением рельефной резьбы, художественного литья, ценных материалов, росписи, золочения.

Особое место в истории развития светильников занимают фонари ("ходовые” или "выносные”), применявшиеся в самых торжественных случаях (при религиозных праздниках, во время крестного хода, при свадебных и похоронных обрядах) и поэтому оформленные с особенной роскошью. Фонари обычно имели шестигранную форму со слюдяными стенками, защищавшими пламя свечи от ветра.

С развитием строительства и архитектуры в XVIIIв. появились многочисленные крупные особняки с богатой отделкой интерьера. Все это вызвало необходимость в новых более эффективных светильниках, которыми явились "стенники” и люстры. Стенники представляли собой блестящие медные плоские или вогнутые отражатели круглой, восьмиугольной или фигурной формы с прикрепленными к ним свечниками, которые вешали на стену . Привлекавшие к себе внимание яркие поверхности стенников гравировались, чеканились, украшались узорами и изображениями.

Наиболее совершенными в светотехническом и архитектурном отношении были многосвечные люстры с хрусталем и цветным стеклом. Эти разнообразные по форме, габаритам, материалам, технологии изготовления светильники являются продуктом соответствующей эпохи, как по архитектурному, так и по техническому решению. Использование таких маломощных источников света, как свечи, приводило к необходимости создания крупных подвесных светильников с большим числом свечей. При этом средневековым архитекторам приходилось решать сложную задачу композиционной связи разрозненных в большом объеме слабых пятен отдельных свечей в единое целое. Создание единого светящего объема светильника обеспечивалось путем применения различного декоративного стекла и, прежде всего, хрусталя. В связи с этим необходимо отметить исключительное влияние на развитие светильников становление и совершенствование стекольного производства.

В древности стекло было дорогим и низкокачественным. По мере развития художественного стеклоделия стекло для светильников видоизменяется, принимает различную форму и окраску. В качестве основного материала стекло используется впервые в венецианских свечных люстрах. Основным методом их изготовления являлась лепка деталей из остывающей массы прозрачного стекла, в которой венецианцы отличались непревзойденным виртуозным мастерством. Венецианская люстра лепного стекла обычно собрана из пучка стеклянных стеблей, свободно "растущих” вверх из одной центральной стеклянной чаши. Стебли при этом украшены цветами, листьями, часто перевиты, в цветах установлены подсвечники; цепи из стеклянных колечек ниспадают гирляндами; центральный металлический стержень спрятан в стеклянных украшениях. Венецианские люстры, жирандоли, канделябры являлись типичными произведениями барокко.

На смену светильникам из необработанного стекла (в том числе венецианского лепного стекла) приходят хрустальные, вызывающие исключительный и постоянный интерес архитекторов и светотехников до настоящего времени. Хрустальная свечная люстра многократно увеличивала видимое число световых пятен по сравнению с числом использованных свечей, создавала декоративную игру света на мелких и крупных граненых деталях из стекла, основанную на преломлении и отражении света, а также на эффекте дисперсии света трехгранными призматическими элементами. Подвижное пламя света совместно с хрусталем создавало различный зрительный эффект под различными направлениями наблюдения. Играющий светом хрусталь, слегка колеблющийся под влиянием восходящих потоков теплого воздуха, объединял единую композицию неяркие свечи и создавал исключительный эмоциональный эффект, превращая светильник в светоцветовое сооружение, непревзойденное по декоративному эффекту.

Хрусталь искусственный, т. е. Стеклянный, получил свое название от минерала горного хрусталя. Хрусталь мягок, легко поддается механической обработке – гранению, глубокой шлифовке, полировке. Впервые граненый хрусталь появился в Богемии в XVIIв.; в XVIIIв. В Англии появился более чистый и мягкий свинцовый хрусталь. В основе отечественных люстр первой половины XVIIIв. лежит использование хрустального убора из стилизованных дубовых листьев, звездчатых розеток, фигурных "вазиков” и шаров, изготавливавшихся на стекольном заводе в Ямбурге, а затем на Петербургском заводе. Появлением в люстрах цветного окрашенного стекла русское художественное стеклоделие обязано М.В. Ломоносову. Голубое и розовое стекло чаще всего применялось в 70 – 80-е годы XVIIIв., рубиновое и изумрудно-зеленое – в конце этого столетия. Особое место в истории развития светильников занимают изделия тульских мастеров, выполненные из стали.

В последующие годы были выработаны композиционные приемы размещения хрустальных элементов в различных по структуре светильниках, а также формы этих элементов в зависимости от технологии их изготовления и господствовавшего архитектурно-художественного стиля.

Появление хрустальных светильников совпало по времени с расцветом стиля барокко. Однако наиболее полно художественные достоинства хрусталя раскрылись в период господства рококо, классицизма и ампира. Прекрасные образцы хрустальных светильников создавали русские архитекторы XVIII и начала XIX вв.

В середине XVIIIв. одновременно в мебели и в светильниках появляются "гарнитуры” или "комплекты”, состоящие из различных по способу установки изделий, объединенных единым художественным решением.

По мере распространения в Европе фарфора он стал применяться и в декоративных элементах светильников.

В конце XVIII – начале XIX вв. все большее распространение получают светильники, в которых бронза вытесняет остальные материалы, в том числе и стекло. В это же время появляются люстры с масляными лампами, имевшие существенные преимущества благодаря большей яркости и длительности работы. В этих светильниках резервуар с вязкими маслами помещался выше горелок, что обеспечивало приток горючего к  фитилю. Появились ламповые стекла, защищавшие пламя от воздействия воздушных потоков, создававшие тягу и уменьшавшие копоть.

Важными этапами на пути развития светильников явились создание "карсельских” и керосиновых ламп. Первые из них, изобретенные французом Карселем, имели масляные резервуары с "часовым” механизмом, нагнетавшим масло в горелку. Керосиновая лампа была изобретена поляком Лукасевичем в 1853 г. Принципиальным отличием этих светильников от масляных ламп было расположение горелки выше резервуара; это оказалось возможным благодаря тому, что керосин легко впитывается фитилем и является легким горючим. Широкое распространение керосиновых ламп, а вслед за ними и газовых горелок с калильными сетками привело к необходимости в устройствах для защиты глаз от слепящего действия раскаленных частей этих светильников. В качестве таких устройств использовались различные рассеиватели из молочного силикатного стекла, "абажуры”, непрозрачные отражатели и экраны.

С распространением в XIXв. керосиновых ламп, более сложных по своей конструкции, чем все предшествующие им светильники, а также с развитием машинного способа производства светильник постепенно стал осознаваться не только как декоративный элемент интерьера, но и бытовой прибор.

Эпоха керосинового освещения создала ряд очень устойчивых структур. Электрические светильники до сего времени используют некоторые из этих структур, хотя и не всегда оправданно с конструктивной точки зрения. В керосиновых светильниках появляются сложные узлы для подъема и опускания светильника (свечные люстры опускались и поднимались с помощью небольших лебедок). Керосиновые светильники второй половины XIXв. выпускались как в виде простых и дешевых изделий машинного производства, так и в виде уникальных дорогих изделий с применением художественного стекла, фарфора и металлического литья.

Новый способ производства повлек за собой появление новых материалов и технологий, однако он не мог быстро создавать свои специфические, присущие только ему формы продукции. Появление электрического освещения в начале 80-х годов XIXв. пришлось на время стилевого хаоса. Стремление буржуазии к аристократической респектабельности своего жилища возродило интерес к антикварным изделиям и привело к возрождению в архитектуре и мебели исторических стилей разных эпох. Однако передовыми художниками и архитекторами того времени уже были начаты интенсивные поиски новых путей, которые привели к возникновению стиля модерн, носившего откровенно декоративный характер.

В электрических светильниках конца XIX в. сразу определилось два направления: конструктивное (легкая, технологическая форма, лишенная какого-либо декора) и декоративное (использование распространенных стилевых форм прошлых эпох и модерна).

Светильники конструктивно простых и выразительных форм выпускали многие электротехнические фирмы США, Германии, Франции. Как правило, это были светильники для местного освещения рабочих зон, обладающие возможностью регулирования направления светового потока. Форма некоторых из них была настолько интересна, что в настоящее время возобновлен их серийных выпуск. Несмотря на то, что этот шаг можно рассматривать как явную стилизацию в духе "ретро”, только специалист может определить, что возраст прототипа уже приближается к столетию.

Электрическая лампа накаливания позволила создать наряду с многоплановыми конструкциями светильники с замкнутой структурой, непосредственно встраиваемые в потолок или стену. Новый источник света открыл для художников и архитекторов, работающих в стиле модерн, большие возможности создания изделий выразительной декоративной формы. Модерн, согласно которому архитекторы стремились к ансамблевому единству архитектуры здания, его интерьеров и оборудования, выработал сложную систему стилизованного орнамента, основанную на мотивах растительного мира. Этот орнамент часто использовался в светильниках. В качестве характерного примера можно привести светильники, созданные русским архитектором О.Ф.Шехтелем на рубеже XXв. для ряда особняков в Москве. Светильники эти неразрывно связаны с пространством и оборудованием интерьера, они как бы "вырастают” из фантастических форм интерьера. Их формы отличаются богатством фантазии и тонким вкусом.

И в то же время художники модерна уже не пытаются уйти от машинной формы, но они хотят эту форму декоративно переосмыслить.

К 20-м годам XX в., когда модерн исчерпал себя, тенденции к упрощению форм изделий быстро распространяются по всей Европе. Сдержанно оформляются и светильники. Подвесные светильники с матерчатым абажуром, светильники-чаши плоской формы, кубовидные подвесы-фонарики, настенные светильники упрощенных форм, настольные лампы на тонкой центральной стойке с матерчатым абажуром, лишенные каких-либо украшений, - вот основной ассортимент светильников, применявшихся в то время.

В начале 50-х годов в жилище начинает входить люминесцентное освещение. Наиболее усиленно процесс проходит в Японии, где этот тип источника света как нельзя более органично подходит к традиционным национальным формам светильников, сформировавшимся на протяжении столетий. В настоящее время люминесцентное освещение доминирует в японском жилище.

В Европе первые попытки введения люминесцентного освещения были предприняты еще в 40-е годы, но его применение в бытовых светильниках ограничивалось значительными размерами трубчатых люминесцентных ламп, позволявшими применять их только в потолочных светильниках.

Революционный прорыв в этом направлении произошел в конце 70-х – начале 80-х годов, когда было освоено массовое производство компактных люминесцентных ламп, соизмеримых по размерам со стандартными лампами накаливания.

И как всегда, нововведение начинается с использования старых форм. Первые люминесцентные светильники для жилых помещений повторяют структуру и форму светильников с лампами накаливания. Лишь позже они обретают свои, специфические формы

www.xn--80affsqimkl5h.xn--p1ai

Масляная лампа Википедия

Латунная лампа Керамическая лампа

Ма́сляная ла́мпа (жировая лампа[1], жирник[2], жировик[3], плошка[3], (укр.) каганец[3], светник[3]) — светильник, работающий на основе сгорания масла или жира. Принцип действия схож с принципом действия керосиновой лампы: в некую ёмкость заливается масло или растопленный жир (сало, ворвань), туда опускается фитиль — верёвка, состоящая из растительных или искусственных волокон, по которым, согласно свойству капиллярного эффекта масло или жир поднимается наверх. Второй конец фитиля, закреплённый над маслом, поджигается, и масло, поднимаясь по фитилю, горит.

Масляная лампа применялась ещё с эпохи палеолита. В древние времена масляные лампы делали из камня, глины, или изготавливали из меди и других металлов.

Например, каменными лампами с ворванью до недавнего времени пользовались эскимосы в их иглу. Специальным образом приспособленные масляные лампы использовались по крайней мере до XIX века для измерения времени, представляя собой один из типов огневых часов.

На территории севера Канады и России использовались кудлики — плошки из камней, в которые опускали фитиль, заливали сало или жир. Используются до сих пор. Северные народы научились получать таким образом не только свет, но и тепло для временных жилищ при долгих переходах. Нет точных данных о том, когда именно они появились.

На Украине раньше были популярны каганцы — простейшие лампы из черепка керамической посуды, в который опускался фитиль и наливалось сало.

В арабской сказке «Аладдин» из сборника «Тысяча и одна ночь» в медной лампе обитает заточённый туда Джинн.

Во время Второй Мировой войны в Германии изготавливались специальные жировые лампы для применения в полевых условиях.[4]

Примечания[ | ]

  1. ↑ Волович В. Г. Человек в экстремальных условиях природной среды (рус.). М.: Мысль (1983). — «Наиболее удобна для обогрева небольшого убежища жировая лампа. Конструкция её несложна. В донышке консервной банки пробивается отверстие, через которое опускают фитиль из полоски бинта, носового платка или другой ткани, предварительно смоченной или натертой жиром. Куски жира укладываются сверху на донышко, и жир, плавясь, будет стекать вниз, поддерживая пламя.». Проверено 7 апреля 2014.
  2. ↑ Евгеньева А. П. Жирник — Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР (1957—1984). — «На столе теплился жирник — щербатое блюдце с постным маслом, в котором плавал скрученный из тряпицы фитиль. А. Гончаров, Наш корреспондент.». Проверено 7 апреля 2014.
  3. ↑ 1 2 3 4

ru-wiki.ru

История изобретения лампы

Как получилось, что миллионы лет назад первый человек получил искру, из-за которой загорелся костер? Сначала пламя продолжало гореть от естественных воспламенений. Тем не менее, огонь обладает свойством исчезать, поэтому был найден способ его добычи. Контролируемое зажигание было получено благодаря трению или высечению искр, возникающих при ударе двумя кремнями друг против друга. Благодаря искровому эффекту можно было развести костер, который позволил улучшить условия жизни. Появилась возможность готовить жареное мясо вместо того, чтобы потреблять труднодоступные сырые продукты. Тепло и свечение от костра удерживали диких животных на расстоянии. Кроме того, костер стал безопасным местом, где проводилось совместно время, что способствовало развитию межличностных отношений и развитию речи.В течение тысяч лет люди зажигали в своих пещерах огонь. Они наблюдали за тем, как ведет себя древесина во время горения и как жир из подготовленных блюд работает в огне. Необходимость освещения не ограничивалась местом, где люди формировали сообщество. Они также хотели осветить ночной горизонт, заглянуть в более глубокие ущелья пещер. Поэтому необходимость носить и поддерживать огонь привела к появлению арочного или первого портативного светильника. Он был сделан из сухой смолы. Размещение в конце пропитанного жиром мха или фрагмента кожи со шерстью привело к доисторическому факелу.Натуральные жиры хранились в полых камнях и раковинах, которые поджигали. Однако огонь был слишком неустойчивым. Наши предки вошли в древний мир, освещенный светом лампы. Это небольшой глиняный или металлический сосуд, наполненный жиром животного или растительного происхождения, с ручкой и фитилем. В Древней Греции выращивание маслин было широко распространено, и поэтому в этих регионах масляные лампы были заполнены низшим оливковым маслом. В последующие века форма факелов была улучшена. Начали использовать многослойную оплетку из льняных волокон, хлопчатобумажных или тканевых ремней, хорошо пропитанных легковоспламеняющимися веществами, то есть нефтью, смолой. Это позволило продлить время освещения и повторно использовать факелы после тушения.Древние греки и римляне наслаждались другим источником света. Уже 3000 лет до нашей эры они использовали свечи, которые изначально были сделаны из сала. Свечи из пчелиного воска появились в Европе только в средние века. В то же время в более отдаленных местах на Земле использовались различные животные жиры (например, китовый жир в Китае) и растительные масла (например, из орехов в Японии), которые обычно не встречаются на нашем континенте. Свечи также изготавливали из парафина и из стеариновой кислоты.На этом этапе следует отметить, что только богатые люди средневекового мира использовали светильники из оливкового масла или свечи. Бедные люди все еще использовали масляные горелки.От средневековья до восемнадцатого века, в принципе, ничто не изменилось. Добавились только элементы, которые должны были продлить жизнь пламени (стеклянные крышки использовались для защиты пламени свечи). Эти покрытия также имели эстетические качества. В то время освещались не только дома, но и улицы, площади и дворы. Благодаря этому темнота уже не была настолько опасной.Эпоха Возрождения вносила изменения не только в появление ламп и свечей. Цель заключалась в том, чтобы улучшить работу. Сам Леонардо да Винчи пытался улучшить пламя в оливковой лампе. Однако только Джироламо Кардано привел к значительному увеличению яркости пламени лампы, поместив масляный бак над горящим концом фитиля. Масляные лампы стали изготавливаться из бронзы, латуни и окрашенного фарфора и их начали вешать лампы на стены и потолки.Использование свечей привело к созданию декоративных подсвечников. Обычно они изготавливались из дерева, бронзы, серебристой латуни, серебра, олова, а также чугуна, цинка, железа, а в восемнадцатом веке были сделаны из стекла и фарфора.Прорыв в традиционном освещении произошел в 1792 году, когда шотландец Уильям Мердок использовал газовую лампу для освещения своего дома, работающую на газе, выпущенном в процессе производства кокса. Слабое пламя в конце металлической трубы оставляло желать лучшего, но уже в 1809 году в Лондоне были установлены газовые лампы, а в 1819 году они появились в Париже. Легкий газ используется главным образом на городских улицах, на промышленных предприятиях и в общественных зданиях, поскольку его доставка клиентам требует сложной и дорогостоящей установки. Это первое крупномасштабное освещение.Однако гораздо большим шагом в будущее стало изобретение масляной лампы в 1853 году Игнасисом Лукашавичем. Это было результатом работы по перегонке сырой нефти. Лампа была сделана из металлического керосинового резервуара, который был установлен на оловянный цилиндр с вырезанными окнами. В нижней и верхней части цилиндра имелись отверстия, обеспечивающие подачу воздуха и выпуск дымовых газов. Внутри, на высоте окон, был горящий наконечник фитиля, погруженный в бак. Держатель был прикреплен к нижней части лампы. Улучшения в масляной лампе в последующие годы означали, что она была произведена в массовом масштабе.Человек, однако, не остановился на масляной лампе. Он экспериментировал с различными материалами, то есть платиной, древесным углем и даже бамбуковыми волокнами. Первоначально Джозеф Уилсон Свон в 1878 году успешно провел испытания углеродного волокна. Год спустя его идея была усовершенствована Томасом Эдисоном в лаборатории Менло-Парка, где 21 октября 1879 года первая электрическая лампочка, снабженная угольной нитью, загорелась и сияла в течение нескольких десятков часов. В течение следующих нескольких лет другие специалисты работали над улучшением этой лампы. Примерно в 1930 году лампа с уже скрученной нитью получила окончательную форму, известную сегодня. Таким образом, в истории человечества началась новая эра - эпоха электрического освещения.Путь человечества от первой искры до первой лампы был длинным, а иногда и ухабистым. Способность разжечь огонь, воспламенила в людях желание искать лучшие и новые источники освещения. И так по сей день продолжается развитие, чтобы сегодняшние лампы были более энергоэффективными.

www.istmira.com