От уважения человеческого достоинства к духовному зрению ( по рассказу А.Грина «Зеленая лампа»). Проблемы зеленая лампа


Проблематика рассказа А. Грина «Зеленая лампа»

    «Зеленая лампа» - небольшой рассказ, в котором Грин затрагивает очень важные вопросы: как нужно относиться к людям? Каково значение денег в человеческом мире? какова роль человека в его судьбе? что нужно для того, чтобы сбывались мечты?

    «Зеленая лампа» - это история о том, как бродяга Джон Ив, умирающий на лондонских улицах, благодаря жестокой шутке богача Стильтона стал достойным человеком.

    Это романтический рассказ, и поэтому он построен на контрасте. Вначале дано краткое описание жизни двух героев. У них разное социальное положение. Джон Ив – рабочий, приехавший в Лондон из Ирландии. Его судьба складывалась печально: «Он ночевал в парках, на пристанях, изголодался, отощал и был, как мы видим, поднят Стильтоном, владельцем торговых складов в Сити».

    Стильтон же был сорокалетний миллионер, познавший все радости жизни. Этот человек считает, что деньги в этом мире решают все. Ему нравится ощущать силу над другими. Поэтому он, глядя на бродягу, говорит своему другу Реймеру о сладкой возможности «делать из людей игрушки».

    Этот богатый человек решает помочь Джону Иву, но не из чувства сострадания, не из жалости. Просто ему наскучило все в жизни, ничего нового и интересного он не может узнать. Предложение Иву каждодневно зажигать зеленую лампу в окне одного дома в течение неопределенного времени – это шутка, но жестокая. Ведь Стильтон распоряжается человеческой жизнью ради забавы.

    Конечно, Джон соглашается исполнять требования богача. Ведь за это ему будут платить деньги, в которых так нуждается этот молодой человек. Тем более, что он и не подозревает, что становится игрушкой в руках миллионера. Позднее Стильтон скажет своему другу: «…когда вам будет скучно, приходите сюда и улыбнитесь. Там, за окном, сидит дурак. Дурак, купленный дешево, в рассрочку надолго. Он сопьется от скуки или сойдет с ума… но будет ждать, сам не зная чего».

    Из его слов мы понимаем, что Стильтон абсолютно не ценит чужую жизнь. Он смеется над ней, считает бедного человека вещью, безделицей, которая веселит его каждый день с пяти до двенадцати часов ночи: «Игрушка из живого человек, - сказал Стильтон, - самое сладкое кушанье».

    Затем автор переносит нас на несколько лет вперед и показывает совсем иную картину, контрастную первой. Герои рассказа практически поменялись местами. Теперь Стильтон – жалкий, больной, постаревший бродяга, а Джон Ив – врач. И теперь уже он спасает Стильтона от смерти. Но разница состоит в том, что доктор помогает старику, так как он доктор и это его прямая обязанность.

    Затем, из гуманных побуждений, Ив решает принять участие в судьбе Стильтона, устроить его на работу. Ведь именно шутка этого человека, который лежит сейчас искалеченный, повлиял на судьбу молодого бродяги.     Джон рассказывает историю своей жизни, которая поражает Стильтона. Его предсказания не сбылись. Джон нашел в себе силы встать на ноги. Те десять фунтов, которые ежемесячно присылал его «спаситель», помогли Иву в осуществлении его мечты. Если бы у Джона не было рвения учиться, не было сильного желания занять достойное место в жизни, никакие деньги не пошли бы ему впрок. Получается, что Стильтон, желая лишь развлечься и поиграть с живым человеком, открыл ему дорогу в жизнь, сам того не подозревая. Но сам герой оказался на улице.

    Это, почти волшебное, превращение помогает нам понять мысль автора: деньги – это не самое главное в жизни. Они могут лишь помочь человеку в осуществлении его мечты, как это случилось с Джоном Ивом. Главное же – это личные качества: вера в свои силы, постоянное желание познать новое, сила воли, терпение, упорство.

    Джон верно воспользовался шансом, подаренным ему судьбой. На деньги Стильтона он купил книги, упорно занимался, затем сдал экзамены и стал хорошим специалистом.

    «Зеленая лампа, озаряющая темноту ночи» - это символ надежды на лучшее, символ желания жить, которое порой помогает человеку исполнить самую заветную и, казалось бы, самую несбыточную мечту.

reshebnik5-11.ru

Проблематика рассказа А. Грина «Зеленая лампа» - 8-й класс

 Небольшой рассказ Александра Грина «Зеленая лампа», это история бедняка Джона Ива. Этот человек приехал из Ирландии и не имел собственного крова, он жил на улице и ночевал где попало, однажды Джона заметил богач по имени Стильтон, и предложил ему дом, питание и жалование просто так, но с условием, что он не будет выходить из дома вечером, никого не принимать и не разговаривать, в это время на окне должна быть зажжена лампа покрытая зеленым абажуром.

 Сделал это Стильтон, не от жалости к несчастному бродяге, а из жестокой шутки, все его забавы ему надоели, и он решил поиграть человеком как игрушкой. Конечно Джон Ив согласился на заманчивое предложение, и сделал все как велел Стильтон. Ив одно время умирал от скуки, но нашел увлечение в чтении книг, вскоре он поступил в медицинский колледж и выучился на доктора.

 Однажды в больницу привезли нищего, старого бродягу, со сломанной ногой, в этом нищем Ив узнал человека, который предложил ему зажигать зеленую лампу. Джон Ив рассказал Стильтону свою историю, как благодаря этой лампе он вышел в люди, затем он предложил бродяге работу у себя в больнице.

 Так, жестокая шутка богача, невольно сделала доброе дело для бродяги. Зеленая лампа для одного была символом продажности и глупости, для другого она стала символом надежды и веры в лучшее будущее. Джон Ив, вложил деньги и время в самое большое богатство – знание, богач же в это же время тратил деньги на глупые шутки и развлечения.

 Я думаю, этот рассказ учит тому, что очень важно правильно использовать то, что нам дает жизнь, а также тому, что любой человек может стать тем, кем он хочет. Сила знания и сила мечты сделали из несчастного бродяги преуспевающего доктора, а глупость и жестокость богача, сделали из него нищего.

 Джон Ив, показывает также себя человеком милосердным и благодарным, как мы видим из рассказа он слышал однажды как богач называет его дураком, однако когда Стильтон попал к нему с переломом ноги, он лечит его, проявляет сострадание и предлагает ему работу в больнице из благодарности и милосердия.

sochinenija.3dn.ru

От уважения человеческого достоинства к духовному зрению ( по рассказу А.Грина «Зеленая лампа»)

Урок – исследование 8 класс

Тема: От уважения человеческого достоинства к духовному зрению ( по рассказу А.Грина «Зеленая лампа»)

Цель: познакомить учащихся с творчеством А.Грина; проанализировать рассказ «Зеленая лампа»; дать понятие «духовное зрение», научить учащихся стремиться к самопожертвованию, уметь прощать, быть целеустремленными.

Эпиграфы к уроку.

« Грин избрал для себя очень трудную дорогу – писать не об изменении материальной жизни, а о преображении внутреннего мира человека» ( В.Харчев)

« Боже, да падут они от замыслов своих…» ( Пс.,5,11 )

« Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя» ( Пс.,7, 17)

Словарь.

Притча – произведение, в котором в иносказательной форме автор раскрывает проблемы морали, общечеловеческие законы.

Духовное зрение, человеческое достоинство.

Антитеза.

Главный вопрос урока ( на доске)

- Добро или зло сотворил Стильтон по отношению к Джону Иву?

Ход урока.

  1. Вступительное слово о писателе.

-Ребята, сегодня мы познакомимся с писателем Александром Грином ( Гриневским), его творчеством .Проанализируем его рассказ «Зеленая лампа».

-Д.Гранин писал: «Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости»

- А.М.Горький отмечал: «Грин талантлив».

Замечательного рассказчика , романтика, мечтателя А.Грина нужно читать всегда, чтобы уберечь «свое сердце от постарения». И я бы сказала, от черствости и равнодушия.

  1. Сообщение по биографии писателя. (ученик)

  2. Вступительное слово о произведении .

рассказ «Зеленая лампа» написан в 1930 году.

Тема нашего урока звучит так: «От уважения человеческого достоинства к духовному зрению». Давайте попытаемся объяснить выражение «духовное зрение». ( это внутреннее зрение человека, способность понимать и чувствовать себя и другого, своего рода интуиция на хорошее, ориентир на добрые дела, поступки, на духовные ценности). Есть прекрасная поговорка на эту тему: «Глаза без души слепы, уши – глухи».

5 Чтение 1 эпиграфа

- Вот об этом предстоит вести нам разговор, анализируя рассказ А.Грина «Зеленая лампа».

- Почему же рассказ называется «Зеленая лампа»? ( зеленая лампа придумана Стильтоном, чтобы придать большую убедительность и правдоподобие своим словам; зеленая лампа осветила жизненную дорогу Дж.Иву, «ослепила» Стильтона.

- Совпадает ли название рассказа с существенными сторонами содержания? ( нет, оно называет второстепенную деталь).

- Можем ли мы утверждать, что автор возлагал на эту деталь большую смысловую нагрузку? ( да, зеленая лампа становится символом главной мысли).

6 Анализ произведения.

- Как построен рассказ? (состоит из двух частей)

- Какая часть более важная, на ваш взгляд? Почему? (вторая, так как все нравственные выводы содержатся в ней).

- Можно ли сказать, что две части противопоставлены одна другой? Если да, то в чем? (можно, части противопоставлены одна другой по содержанию, по жизненным ситуациям, в которых в конце концов оказались герои рассказа)

- Как называется такой композиционный прием? (антитеза)

- Кто кому противопоставлен? ( Джон Ив - Стильтону)

- Что чему противопоставлено? ( добро- злу, благородство – гордыне, одна судьба – другой судьбе)

В рассказе использована классическая схема: злодей и его жертва.

А теперь познакомимся с главными героями.

Стильтон. – Что мы узнали о нем? ( богатый человек, миллионер, привык к кутежам, развлечениям. Он считает, что за деньги можно все, он жесток и бессердечен, эгоистичен)

Джон Ив. – Что мы знаем о нем? (лет 25, сирота, воспитанный чужим человеком, лесником. В 15 лет он потерял своего воспитателя, должен был тяжело физически трудиться, но труд не принес ему достатка. В 22 года Джон попал в Лондон попытать счастья. Но найти работу было невозможно. Мы видим его в голодном обмороке).

- Что же задумал Стильтон относительно Джона Ива? (захотел прератить его в живую игрушку).

- Почему вдруг явился такой замысел? (надоели обычные развлечения; «имел слабость считать себя человеком большого воображения и хитрой фантазии»)

- Как это характеризует Стильтона? (жестокий, изощренный, уверен во власти своих денег)

В произведениях А.Грина можно увидеть целую галерею подобных людей, людей с изуродованными душами. Вот версия Грина о том, почему такие люди вообще появляется: «Наверное, их в детстве усердно пичкали «конкретными идеалами»: достигай, преуспевай, деньги, деньги, деньги. Став взрослыми, они озлобились на всех и вся».Эта злоба может принимать самые изощренные формы.

- Почему Стильтон был уверен в том, что шутка удастся и Джон Ив станет идеальной жертвой? ( у Джона Ива безвыходная ситуация, он оказался без денег, без работы, был болен).

- Получил ли Стильтон удовольствие от своей шутки? (сначала – да, но вскоре он пресытился и этой шуткой).

- Как вы думаете, созрел бы такой замысел у Стильтона, если бы ему не перед кем было продемонстрировать свою безграничную власть над человеком? Проще говоря, если бы он был один, без Реймера, придумал бы он эту шутку. (навряд ли, ему нужен был зритель, чтобы еще раз подчеркнуть, что за деньги можно все).

К сожалению, наши пороки порой потому «расцветают», что некому нас остановить. И уж совсем страшно, если мы окружены равнодушными людьми, молчаливо поощряющими наши дурные деяния. Не без их помощи мы становимся порочнее.

- Давайте вспомним, какова реакция Реймера на Джон Ива и на задуманную «шутку»? Зачитайте из текста. ( Реймер, которому было все равно…)

- Ну, а что же Джон Ив? Стал ли он классической жертвой? (нет)

- Какова жизненная позиция Джона Ива? Найдите эти слова во 2 части. ( «если желание сильно, то исполнение не замедлит»).

- Как Джон стал врачом? Перескажите близко к тексту.

- А если бы на месте Д.Ива оказался безвольный , слабохарактерный человек, к каким последствиям привела бы тогда шутка Стильтона? (зачитайте его же слова о перспективе Д.Ива). «Он сопьется, или сойдет с ума».

- Значит, Стильтон прекрасно отдавал себе отчет, что может загубить человеческую жизнь.

- Что же спасло Джона Ива? (книги)

- Что он делал в одиночестве? (читал «передо мной открылась увлекательная страна тайн человеческого организма. Как пьяный, я просидел всю ночь над этой книгой».)

- Я прерву ваш рассказ, ребята, чтобы вспомнить знаменитые горьковские слова: «Книги для меня – это чудо. Книги вымыли мне душу, очистив от шелухи впечатлений…горькой действительности».

-Не раз мы говорили о спасительном назначении книги. Чтение нередко помогает выжить, побороть в себе раба, унестись далеко от действительности, которая порой бывает однообразна, скучна, жестока.

- Чем стала книга в жизни Д.Ива? ( она его спасла не только от тоски, одиночества, она дала ему знания, которые помогли ему выдержать экзамен в мед.колледж и в дальнейшем стать врачом).

- В жизни каждого человека наступает минута, час день, когда он должен сделать выбор. У Д.Ива тоже был такой момент. Что лучше: долгие часы, годы ждать обещанного богатства, которое обещал Стильтон или самому постараться сделать свою жизнь богатой. Что выбрал Д.Ив?

- Конечно, Д.Ив хотел не только материального благополучия , Д.Ив хотел наполнить свою жизнь смыслом, увидеть впереди цель, к которой нужно стремиться, ради чего нужно жить. И такая цель у него появилась: он захотел стать врачом ,помогать страдающим людям.

- Как это характеризует Д.Ива? ( целеустремленным он был ).

- А можно ли утверждать , что разорение Стильтона – это наказание за его деяния? (да, сам Стильтон это понимает и просит прощения у Ива. Ведь путь к спасению – покаяние.)

- Теперь обратимся к главному вопросу.( на доске)

- Чем для Д.Ива обернулась шутка Стильтона? ( шутка обернулась благом, несмотря на задуманное зло)

- Концовка рассказа зависит от мировоззрения писателя . Какова здесь авторская позиция? ( зло возвращается к тому, кто породил его. Автор убежден в победе добра, уверен, что даже у злодея есть возможность спасти свою душу).

- Что, по мнению Грина, страшнее: злой умысел или последствия этого замысла? ( страшнее сам замысел. Ведь последствия стали благом для Д.Ива, но судьба наказала Стильтона за его преступный замысел).

- А теперь прочитайте второй эпиграф к уроку.

- Перекликаются ли слова из Библии с позицией Грина? Обоснуйте свое мнение.

Вывод: Грин ведет читателей к пониманию общечеловеческих ценностей. В этой связи уместно вернуться к словам Харчева: «За свою жизнь Грин видел много горя и раздавленных жизнью людей. Но ему хотелось видеть людей другими, лучше, ему рисовался идеал гармонического человека, свободной личности с богатой духовной жизнью, с развитым чувством прекрасного, с уважением к внутреннему миру других, умеющего прощать, понимать, сострадать».

- Кто же хоть частично соответствует этому идеалу? Почему? (Д.Ив, он не отчаялся, сердце его не зачерствело, не ожесточилось, было желание ударить – сдержался, не стал мстить).

- О чем свидетельствуют такие моменты повествования о нем, как работа героя в больнице для бедных, помощь Стильтону в трудную минуту? ( Д.Ив сберег в себе самое главное – человеческое сердце, он способен откликаться на чужую боль; он не способен на мщение, он предлагает Стильтону место регистратора в больнице. И даже испытывает чувство благодарности к Стильтону).

- Что, по вашему мнению, в этом рассказе важнее: сами события, герои или те духовные ценности, к которым зовет автор? Обоснуйте свой ответ, опираясь на текст. ( духовные ценности, сюжет слишком прост, герои упрощены).

- Как называются произведения, где в иносказательной форме автор касается проблем морали, общечеловеческих законов? ( притча).

С древних времен вплоть до 18 века притча имела морально-религиозное содержание. В 19 веке притча используется писателями с целью прямого наставления читателей в вопросах общественного поведения. В 20 веке притча получила особое распространение в литературе. В современной притче можно найти и характеры, и развитие действия, однако главным является исключительная заостренность авторской мысли, к которой приковывается внимание читателя. Сюжет помогает автору донести до читателя свое понимание вещей и задуматься над этим.

- Как вы думаете, почему наш урок получил такое название? ( тема урока сформулирована не в соответствии с сюжетной линией, а с опорой на моральные ориентиры Грина).

-Какие же моральные ориентиры Грина? ( уважать человеческое достоинство; даже в мыслях не быть злым, уметь прощать, стремиться к самосовершенствованию).

- Скажите , до анализа рассказа показалась ли вам шутка злой? Как вы считаете, рассказ актуален?

- Автор дает нам урок на примере Д.Ива истинного гуманизма, человеколюбия. Помогает читателю понять героев, полюбить Д.Ива и взять его за тот нравственный идеал, к которому стремится немало людей.

7. Высказывания писателей о творчестве А.Грина.

- «Нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно, нужно воспитывать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного…Этим желанием был богат Грин, и он передает его нам в своих книгах», - писал К.Паустовский.

- «Если любовь к А.Грину сохраняется в зрелые годы, значит человек уберег свое сердце от постарения». (Ю.Нагибин)

8. Как вы понимаете смысл стихотворения А.Грина «Движение» ?

Мечта разыскивает путь – закрыты все пути;

Мечта разыскивает путь – намечены пути;

Мечта разыскивает путь – открыты все пути!

9.Домашнее задание - прочитать рассказ «Голос и глаз».

infourok.ru

Философия А.Грина (проблема падения и воскрешения личности по произведению «Зеленая лампа»). Учитель: Так какую же проблему поднимает в своем рассказе «Зеленая лампа» А.Грин?

ФИЛОСОФИЯ А.ГРИНА (ПРОБЛЕМА ПАДЕНИЯ И ВОСКРЕШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ «ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА»)

Соколова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №15 с УИОП» г.о.ЭлектростальПредмет (направленность): литература Возраст детей: 7 классМесто проведения: класс

На доске эпиграф: «Человека не понимают. Надо его понять, чтобы увидеть, как много невидимого» (А.Грин).

Учитель: А.Грин создал в своих книгах мир веселых и смелых людей, прекрасную землю, полную душистых зарослей и солнца, - землю, не нанесенную на карту, и удивительные события, кружащие голову.Его герои неунывающие, самоотверженные, веселые и нежные, как дети, утверждают красоту и силу человека, любовь к жизни, веру в счастье и стремятся к воплощению своей мечты. «Мечтайте, имейте надежду, и если желание сильно, то исполнение не замедлит», - писал А.Грин.

Давайте попробуем объяснить эпиграф.Ученик: Человек – главный объект изучения Грином-романтиком и психологом. Он считает, что надо постараться понять человека, заглянуть в его внутренний мир, разгадать мотивы его поступков.

Учитель: Дома вам, ребята, была предложена творческая работа «Человек» Посмотрим, что у вас получилось.Ученики: - Человек – это властелин и раб, победитель и побежденный. Это один из пяти пальцев (мизинец), остальные – небо, земля, вода и воздух. - Человек – это творец. Творец зла, добра, счастья, горя, радости и печали. Это искусство, черное и белое, это жизнь и смерть, сумасшествие и разум. - Человек – это тайна!!!!)

Учитель: Ф.М. Достоевский говорил, что «человек есть тайна, ее надо разгадывать, и если ты будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.» И А.Грин тоже всю жизнь разгадывал тайну человека, тайну его души и разума.А чтобы это постичь, надо определить мотивы, ведущие к возрождению и падению личности, мотивы поступков человека.Люди задумывается над смыслом жизни. У каждого своя дорога. Кто чертит человеку его путь? Сам ли он в ответе за свою жизнь? На эти вопросы искал ответы в своих произведениях и А. Грин.

Вы прочитали рассказ «Зеленая лампа».Какова тематика этого произведения?

Ученики: В рассказе отражены следующие темы:- смысла жизни;- непредсказуемости жизненных ситуаций и роли случая;- тайны человеческой психологии;- мечты, надежды и стремления.

Учитель: Итак, в центре рассказа – человек, точнее, два человека. Расскажите о жизненных позициях этих людей, используя цитаты из текста.Ученики: - У одного, Стильтона, владельца торговых складов в Сити, есть все, он «все изведал за деньги», он глубоко убежден в том, что «хорошо шутить можно только одним способом – делать из людей игрушки».- Заставить мучиться другого – для него удовольствие: «Игрушкаигрушка из живого человека – самое сладкое кушанье». «Купить» дурака – забавное развлечение: «Дурак, купленный дешево, в рассрочку, он сопьется или сойдет с ума, но будет ждать, сам не зная чего».

У

unlimitdocs.net

грин расказ зеленоя лампа соченение по этой теме

Рассказ «Зеленая лампа» - это история о том, как бродяга Джон Ив, умирающий на лондонских улицах, благодаря жестокой шутке богача Стильтона стал достойным человеком. Этот богатый человек решает помочь Джону Иву, но не из чувства сострадания, не из жалости. Предложение Иву каждодневно зажигать зеленую лампу в окне одного дома в течение неопределенного времени – это шутка, но жестокая. Ведь Стильтон распоряжается человеческой жизнью ради забавы. Стильтон хвастается Реймеру, что задешево купил дурака, который «сопьется от скуки или сойдет с ума» . Прошло восемь лет.

В больницу для бедных привезли пьяного, изможденного, неопрятного старика, который сломал ногу на темной лестнице притона. Это был Стильтон, который разорился и стал нищим.

Над ним наклонился врач -— это был Джон Ив.

Оказавшись в вынужденной изоляции, он стал читать, увлекся анатомией, медициной вообще, накупил книг и стал учиться. Сосед-студент помог ему поступить в медицинский колледж. Ив не сердится на Стильтона, ведь он, желая сделать из подобранного на улице бедняка игрушку, изменил его жизнь к лучшему. « Вероятно, через три недели вы сможете покинуть больницу, — говорит врач бывшему богачу. — Тогда позвоните мне, быть может, я дам вам работу: записывать имена приходящих больных. А спускаясь по темной лестнице, зажигайте.. . хотя бы спичку» . Основным приёмом повествования является антитеза (противопоставление) : контрастны жизнеописания геров ( нищий бродяга Ив и богач Стильтон) , двоякое значение света зеленой лампы ( для Ива -надежда, спасение, жизнь, для Стильтона - игра, обман, забава) , противопоставлены источники света ( в начале – лампа, которую должен зажигать Ив, в конце – спичка, которую советует зажигать Ив уже Стильтону) . «Зеленая лампа» - небольшой рассказ, в котором Грин затрагивает очень важные вопросы: как нужно относиться к людям? Каково з начение денег в человеческом мире? Какова роль человека в его судьбе? Что нужно для того, чтобы сбывались мечты? Автор уверен - тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы. Именно это и произошло с Ивом, проявившим жизненную стойкость и целеустремленность. Зеленая лампа, которая должна была, по мысли Стильтона, превратиться в символ никчемности жизни одураченного человека, стала источником света, осветила этому человеку путь в будущее. Идея этого рассказа заключается в том, что Грин хотел показать, что во имя достойной цели человек может преодолеть обстоятельства, творческие возможности каждого неиссякаемы: человек может всё! “Если желание сильно, то исполнение не замедлит”, – сказал Ив, герой рассказа . Тематика рассказа “Зелёная лампа”: тема человеческой личности; тема человеческих взаимоотношений; добро и зло; богатство и бедность. Автор ходом повествования приводит нас к мысли, что человек не игрушка судьбы, а творец её, а «зелёная лампа» является символом веры в возможности человека в исполнении мечты, символом преодоления трудностей и невзгод.

otvet.mail.ru

5) Саша Чёрный. Рассказ «в лунную ночь».

Этот рассказ о доме, об одиночестве и о счастье. Все герои, кроме детей., бездомные и безродные. Им не хватает счастья. А оно так нужно всем, потому что жизнь даётся человеку для счастья. Садовник мечтает о том, как выкупит дом, в котором  он родился. Лидия Павловна, сидя у моря, вспоминает, когда она была в последний раз безумно и просто счастлива. Но ведь счастье всегда рядом, нужно просто уметь найти его. К такому выводу подводит читателей  автор.

Идея рассказа – стремление к счастью, умение быть счастливым в мире под солнцем и луной с другими людьми, природой.

6) К.Паустовский. «Телеграмма».

«Будь человеком, – говорит Паустовский. – За добро плати добром!» Нельзя забывать о самых близких, самых родных людях, которые нуждаются  в вашем внимании, заботе, тепле, добром слове, а то может быть поздно. Так произошло с главной героиней рассказа Настей, которая  из-за вечной суеты, отсутствия времени написать и приехать в течение трёх лет не видела матери. А Катерина Петровна ждала свою единственную дочь, но так и не дождалась. Проводили в последний путь односельчане старушку , а дочь на похороны  опоздала, проплакала всю ночь и уехала рано из деревни ( стыдно было перед людьми). Не успела Настя попросить прощения у матери.

7) А.Грин. «Зелёная лампа».

Рассказ о том, что человек  должен свою судьбу строить сам, преодолевая трудности, а не пассивно ждать удачи, не превращаться в «игрушку» другого человека. Джон  Ив  в конце рассказа  становится врачом. Он сумел сохранить своё достоинство и  исполнил свою мечту. Да, человек  не игрушка судьбы, а творец её, если у него есть желание и воля чего-то добиться, если он трудится и верит в себя и свои силы.

Часть 4 (Книга в.Н. Александрова и о.И. Александровой «Энциклопедия аргументов»)

Создавая эту книгу, мы хотели помочь ученикам успешно сдать единый государственный экзамен по русскому языку. В процессе подготовки к сочинению выяснилось на первый взгляд странное обстоятельство: многие старшеклассники не могут обосновать тот или иной тезис какими – либо примерами. Теле­видение, книги, газеты, сведения из школьных учебников ­ весь этот могучий поток информации должен как будто бы снабдить ученика необходимым материалом. Почему же рука пишущего сочинения беспомощно застывает на том месте, где нужно аргументировать личностную позицию?

Проблемы, которые испытывает ученик, когда пытается обосновать то или иное утверждение, вызваны скорее не тем, что он не знает каких-то сведений, а тем, что известные ему сведения он не может нужным образом применить. Нет аргу­ментов «от рождения», высказывание приобретает функцию аргумента, когда оно доказывает или опровергает истинность или ложность тезиса. Аргумент в сочинении на ЕГЭ по русскому языку выступает как определенная смысловая часть, которая сле­дует после некоторого утверждения (всем известна логика любо­го доказательства: теорема – обоснование – вывод),

В узком смысле – применительно к сочинению на ЕГЭ ­ аргументом следует считать пример, который определенным образом оформлен и занимает соответствующее место в ком­позиции текста.

Пример – это факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения или для подкрепления сделанного обобщения.

Пример представляет собой не просто факт, а типический факт, т.е, факт, обнаруживающий определенную тенденцию, служащий основанием для некоего обобщения. Типизирую­щая функция примера объясняет широкое его использование в процессах аргументации.

Чтобы пример воспринимался не как обособленное выска­зывание, представляющее некую информацию, а как аргумент, его необходимо композиционно оформить: он должен занимать подчинительное положение в смысловой иерархии по отноше­нию к утверждаемому, служить материалом для выводимых положений.

Наша энциклопедия аргументов содержит несколько те­матических рубрик, каждая из которых делится на следующие разделы:

  1. Проблемы

  2. Утверждающие тезисы, которые необходимо обосновать

3. Цитаты (они могут использоваться как для развертывания вступления, так и для создания финальной  части сочине­ния)

4. Примеры, которые могут быть использованы для аргументации генерального тезиса.

Возможно, кого-то смутит  очевид­ное тождество аргументов из разных тематических рубрик. Но ведь любая общественная проблема, в конечном счете, сводится к обнаженному противостоянию добра и зла, жизни и смерти, а эти универсальные категории втягивают в свою орбиту все многообразие человеческих проявлений. Поэтому, говоря, на­ пример, о необходимости беречь природу, мы должны гово­рить и о любви к родине, и о нравственных качествах человека.

Рубрика 1. «Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!»

studfiles.net

Моя зеленая лампа | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Урок по русской литературе в 8 классе Нравственные уроки рассказа А.С. Грина «Зеленая лампа» Цель: 1. Познакомить учащихся с рассказом А. Грина «Зеленая лампа»,обсудить нравственные проблемы, поднятые в рассказе; 2.развивать творческие способности обучающихся, умение вдумчиво читать, анализировать текст, давать характеристику герою, определять композиционные особенности текста, делать выводы; создавать положительные условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений А. Грина; 3.способствовать формированию прочных нравственных ориентиров, воспитанию чувства уверенности в себе, своих возможностях. Словарная работа Антитеза – противопоставление, художественный приём построения сюжета Оксюморон – стилистическая фигура, сочетание внутренне несовместимых, иногда противоположных понятий. Оборудование Портрет Грина, презентация к рассказу А. Грина «Зеленая лампа» Подготовка к уроку Предварительно ребята получили домашнее задание: прочитать рассказ А. Грина «Зеленая лампа», составить план по содержанию рассказа. План урока Вступительное слово учителя Создание проблемной ситуации Формулирование темы и цели урока Беседа Анализ 1 и 2 части Самостоятельная работа Рефлексия Оценки. Домашнее задание Ход урока Организационный момент. Создание проблемной ситуации -Ребята, каждый из вас пришел в школу, чтобы получить знания, с которыми вы шагнете во взрослую жизнь. Каждый ваш день начинается с уроков. Скажите, а заканчиваются ли уроки, когда человек покидает школу? (Ответы) -Жизнь преподносит нам уроки ежедневно и ежечасно. Кто или что становится нашим учителем на протяжении всей жизни? (Родители, окружение, книги) Да, книга – должна стать главным учителем в жизни человека, однако не всякая книга может претендовать на гордое звание-учитель. В каком случае книга действительно становится учителем? (Если она учит чему-то новому, помогает разобраться в себе и в отношениях с окружающими, учит быть сильными духом, благородными, добрыми. )-Вы познакомились с рассказом А. Грина «Зеленая лампа». А можно ли эту книгу считать учителем для вас?(ответы) Формулирование темы и цели урока -Как вы

educontest.net