Ламповый параметрический эквалайзер с предусилителем. Схема эквалайзер на лампах


Ламповый эквалайзер - vitsserg

Мой московский товарищ и коллега попросил разработать ему печатную плату (далее - РСВ) для одной старинной конструкции - 5-полосного эквалайзера на лампах. Его схема была опубликована в журнале "Радио" № 10 - 1968 г., стр. 62 и, в свою очередь, была позаимствована из журнала "Radio-Electronics" №10 за 1967 год.

Скажем так, я не считаю эквалайзер таким уж необходимым устройством в домашней аудиосистеме. Скорее, даже наоборот. Хотя, в своё время, сделал 10-полосный эквалайзер на транзисторах по известной схеме Галченкова и Владимирова "Пятиполосный активный" ("Радио" № 07 - 1982 г., на фото чуть выше - то, что от него осталось...).Тем не менее, отказать товарищу было неудобно и  я взялся за эту работу. Сначала шло "со скрипом", особенно долго не мог сделать нормальную разводку цепей "обвязки" переменных резисторов. Но потихоньку увлёкся и за пару недель по вечерам, плату я развёл. Ещё много хлопот доставила разводка "земли". Хотелось всё сделать "по фэн-шую" :) Кажется, у меня это почти получилось... :)

А когда закончил, то подумал - а почему бы мне самому не сделать такое устройство? Ну, хотя бы ради интереса. И потом, мне не нравится отдавать работу, которую я не проверил на практике... Так вот, потихоньку, я и подошел к постройке эквалайзера... :)

Плата разрабатывалась для установки в стальной корпус от старого компьютерного блока питания (далее - БП РС). В качестве регуляторов были выбраны недорогие и доступные сдвоенные китайские переменные резисторы типа "R16T1" на 500 КОм. Конденсаторы в фильтрах - слюдяные, отечественные, типа К31-11 и КСО-5. Отобраны попарно в оба каналы с разбросом не более 2 ... 3 %. Переходные конденсаторы - плёночные, К73-15, К73-17 и Wima (давно лежали парочка на 2,2 мкФ, выпаял из какого-то старого немецкого оборудования). Резисторы - отечественные МЛТ-0,125 (в фильтрах) и МЛТ-0,5 (в цепях "обвязки" ламп).

Плата рассчитана под установку карболитовых панелек для РСВ. Но я таких "в закромах" не нашел, поэтому поставил керамические, "ласточкин хвост", для объёмного монтажа. Перед установкой на плату сжал пассатижами отверстия на выводах и снял металлический бандаж с панелек. Пайка в плату, естественно, должна производиться с вставленной в панельку лампой.Лампы применил отечественные: вместо ЕСС83 - 6Н2П-ЕВ, вместо 6АВ4 - 6Н3П-ЕВ. Номиналы "обвязки" не менял, установил те, что указаны на схеме.Плата изготовлена из импортного фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм методом ЛУТ. В последнее время мне очень понравилась бумага, на которой печатается журнал "За рулём". Особенно те места, где есть реклама, на которой мало "букафф" и нет ярких красок. :) Размер платы - 145 х 110 мм.

На фото - плата в процессе сборки:

Первая "примерка" в корпус от БП РС:

Пока подыскивал некоторые детали, занялся "механикой".

Задняя панель. Придумал такую конструкцию (фото). В решетке вырезал "прямоугольное отверстие" (если так можно сказать :) ) На пластине из стеклотекстолита закрепил разъёмы RCA. Решетка крепится "штатным" крепежом, для чего у старых куллеров отрезал уголки с крепёжными отверстиями. Для подключения внешнего блока питания использовал 8-контактный разъём mini-XLR (кажется, так он называется). Закрепил его на пластине из стеклотекстолита в отверстии, где раньше стоял сетевой разъём.

Передняя панель. Сделана из боковой стенки того же компьютерного корпуса. Правда, корпуса довольно качественного, поскольку толщина стали у него 1,0 мм. Делал по своей уже отработанной методике: разработал чертёж в SL-5, распечатал на самоклейке и дальнейшую обработку производил прямо сквозь бумагу. Еще одно преимущество такого способа - бумагапредохраняет краску на стали от царапин в процессе работы.

Здесь же я решил впервые попробовать нанести надписи всё тем же способом ЛУТ. В SL-5 сделал надписи и шкалы. Всё довольно упрощённо, да ещё там нет русских букв, так что их пришлось делать "ручками". :) Далее - всё точно так же, как в ЛУТ. Ацетоном обезжирил краску на передней панели, утюгом перевёл чертёж на переднюю панель и отмочил в тёплой воде. Получилось нормально. Не стал даже сильно очищать буквы от остатков бумажного ворса, поскольку под лаком они всё равно потемнеют. Далее хорошо просушил панель и покрыл двумя слоями лака из баллончика. Получилось вот так:

Решетку на верхней крышке закрепил так же, как и заднюю - на обрезках от куллера.

На днище просверлил отверстия 7 мм и установил ножки от старого ч/б монитора.

Корпус после всей обработки и ножки перед сборкой отмыл с фэри.

Накал на плате не разведён. Он проложен снаружи платы, витой парой из провода сечением 0,35 мм2. Оси переменных резисторов соединены между собой куском одножильного провода (залуженная центральная жила от коаксиального кабеля) под гайку и припаяны к общему проводу на РСВ в одной точке. Больше оси переменных резисторов нигде не имеют контакта с корпусом.

Ну и, наконец, пара фотографий полностью готового устройства. установленного в корпус.

Первое включение. Прошло нормально, ничего нигде не взорвалось. :) Хотя, естественно, все детали перед установкой на плату я проверял. Как и чертёж платы. Измерил параметры по постоянному току - всё в пределах нормы.Подал сигнал от РС и послушал его работу в наушниках через самодельный ламповый телефонный усилитель. Нормально, всё регулируется, но есть небольшой фон. После установки на шасси фон стал ощутимо меньше. А когда накрыл его верхней крышкой, фон пропал вообще.Далее "послушал" его осциллографом и генератором. Синус чистенький, как из учебника, от 10 до 100 000 Гц, при выходном напряжении до 4 В (больше у меня генератор не выдает). Коэффициент усиления этого устройства был примерно 1,5 раза. Но я его уменьшил примерно до 0,9, уменьшив номинал анодного резистора R18 до 51 КОм.

Сегодня послушал этот эквалайзер в составе домашней аудиосистемы. CD Pioneer PD-204 - эквалайзер - ресивер Denon AVR-1906 - AC B&W DM-601. Слушал Хипов, Алана Парсонса, тестовый диск BOSE и т.д. Тембр регулируется, это хорошо слышно, можно ощутимо "поднять" и НЧ, и ВЧ. В паузах прикладывал ухо к колонкам - фона нет вообще. В принципе. Но если прислушаться, то слышен небольшой шум (лампочки шумят...). До того, как я уменьшил усиление эквалайзера, этот шум был ощутимо сильнее.

Для питания этого эквалайзера я использовал свой старый "медный" блок питания с ламповым стабилизатором анодного напряжения +230 В. Буду ли делать БП специально для этого устройства - не знаю. Если буду, то в точно таком же корпусе от БП РС.В общем и целом работа закончена. Мне это устройство понравилось. :)

vitsserg.livejournal.com

Ламповый параметрический эквалайзер с предусилителем

Jenka40 сказал(а): ↑

И будет ли реальным плюсом использование транзисторов (при возможности) вместо ОУ?

Нажмите, чтобы раскрыть...

1. Вначале все делали на лампах. Почему? А потому что ничего другого еще не было! Наизобретали всяких плохих схем, а потом все лучше и лучше, пока не добились хорошего звука.

2. Потом придумали транзистор и стали ламповые схемы делать на транзисторах. Радовались:низкое напряжение, практически вечная работа в отличие от ламп, малое напряжение, малое потребление, но...вдруг поняли что звук стал хуже! Ну, тут все стали говорить - лампа лучше, лампа лучше! Так оно и было, но... слишком долго говорили, а тем временем умные люди поняли - нельзя делать на транзисторах ламповые схемы, надо делать иначе, ибо у транзистора своя специфика! Схемы стали все лучше и лучше и качество тоже. Но те что кричали что лампа лучше, об этом так и не узнали...продолжая кричать дальше, до сих пор кричат... А вот те кто любил думать, разобрались и поняли где лучше ставить лампу, где транзистор, ибо у каждого элемента свои приемущества, свои недостатки.

3. А потом один умный человек от звука, обнаружил что в аналоговых компьютерах используется один очень интересный элемент - ОУ. Это такой усилитель на транзисторах, где все режимы настроены на заводе и достаточно добавить пару резисторов и не надо городить кучу элементов, подбирать настраивать, ибо там все УЖЕ оптимизировано. И самое главное это что у ОУ есть два противофазных входа, которые позволяют творить с его помощью просто замечательные вещи! Кроме особых случаев (например высокого напряжения), собирать усилитель на дискретных элементах - транзисторах, резисторах, конденсаторах потеряло всякий смысл, ведь ОУ стали выпускать специально для аудио, оптимизируя их схемы и параметры для минимальных шумов и искажений.

4. Выводы. Не надо противопоставлять лампу, транзистор, ОУ, ибо и лампе и транзистору есть свое место, а ОУ это и есть усилитель на транзисторах, в котором умные дяди уже все оптимизировали и настроили на заводе.

 

rmmedia.ru

Обзор принципиальных схем эквалайзеров и регуляторов тембра

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ЭКВАЛАЙЗЕРА

ОБЗОР СХЕМ

НАЧАЛО

     Следующий регулятор тембра имеет уже шесть полос регулирования, причем для каждой полосы используется отдельный операционный усилитель. Оригинальный вариант этого эквалайзера был пятиполосным, однако расширив количество полос и используя счетьверенные операционные усилители можно обойтись всего навсего 4-мя корпусами DIP14 для стереофонического варианта, вместо 16-ти DIP8, которые потребовались бы при использовании одинарных ОУ. Принципиальная схема этого эквалайзера приведена на рисунке 22. Этот вариант уже можно смело называть графическим эквалайзером, поскольку при использовании ползунковых переменных резисторов устанвленных в одну линию будет уже визуально видно общую АЧХ эквалайзера, т.е. графическое отображение произведенных регулировок.

Рисунок 22 Принципиальная схема шестиполосного графического эквалайзера.УВЕЛИЧИТЬ

    На рисунках 23- приведены кривые показывающие измение АЧХ в зависимости от изменения сопротивления регулирующих резисторов.

Рисунок 23 Регулировка 20 Гц.

Рисунок 24 Регулировка 100 Гц.

Рисунок 25 Регулировка 500 Гц.

Рисунок 26 Регулировка 2000 Гц.

Рисунок 27 Регулировка 1000 Гц.

Рисунок 28 Регулировка 20000 Гц.

    Как видно из рисунков кривые изменения АЧХ имеют достаточно симметричную форму как в частотном диапазоне, так и в предела увеличения-уменьшения той или иной полосы, что позволяет использовать данный эквалайзер в аппаратуре среднего и высокого класса.   

    Использование полосовых фильтров может быть организовано не только так, как в предыдущем варианте, но и несколько иначе. Примером может служить эквалайзер показанный на рисунке 29. Каждый полосовой фильтр по сути это электронный аналог соединенных последовательно конденсатора и катушки индуктивности.

Рисунок 29 Принципиальная схема шестиполосного графического эквалайзера. УВЕЛИЧИТЬ

    На рисунках 30-35 показанны АЧХ при крайних положениях переменных резисторов. Кстати сказать, диапазон регулировок можно немного расширить умешив номиналы резисторов по "краям" перемеников, но не менее чем 1,5 кОм. Добротность фильтров конечно оставляет желать лучшего, тем не менее схемотехника данного эквалайзера довольно популярна.

Рисунок 30 Регулировка 30 Гц

Рисунок 31 Регулировка 90 Гц

Рисунок 32 Регулировка 200 Гц

Рисунок 33 Регулировка 700 Гц

Рисунок 34 Регулировка 2000 Гц

Рисунок 35 Регулировка ВЧ

    Частотный диапазон немного сдвинут в НЧ сторону, поэтому лучше персчитать, если планируется использовать данную конструкцию не в бытовых условиях.   

    Еще один вариант восьмиполосного эквалайзера показан на рисунке 36. По схемотехнике данный регулятор тембра представляет собой шесть полосовых фильтров, сигналы после которых просто суммируются и усиливаются буферным усилителем. Свой собственный коф усиления у этого варианта достаточно большой, поэтому входной усилитель Х1 служит делителем входного сигнала, т.е. изначально ослабевает его.

Рисунок 36. Принципиальная схема графического эквалайзера на ОУУВЕЛИЧИТЬ

    При построении АЧХ эквалайзера выяснилась довольно интересная вещь - данный регулятор только усиливает выбранную полосу, а ослабление настолько маленькое, что им можно принеберечь (рисунок 37).

Рисунок 37 Измение АЧХ в зависимости от положения движка переменного резистора Х2.

    Разумеется, что такое поведение вызвало подозрения в правильности переноса принципиальной схемы в симмулятор. Тщательная проверка ошибок не выявила, поэтому было решено проверить что собственно происходит в самих фильтрах в зависимости от измения положений переменных резисторов. Для начала ВСЕ движки переменных резисторов были перемещены в положение увеличивающее подъем каждой полосы и на выхода ОУ Х10-Х17 былы сняты АЧХ. То, что получилось глаз порадовало - измение формы довольно симметричныи и добротность не плохая (рисунок 38).

Рисунок 38 АЧХ каждого фильра при увеличении коф усиления фильтров

    Далее движки переменных резисторов передвинули на уменьшение каждого фильтра и снова сняли АЧХ на выходе каждого фильтра. Картина получилась тоже весьма краисвая - ни частота, ни добротность не изменились (рисунок 39).

Рисунок 39 АЧХ каждого фильра при уменьшении коф усиления фильтров

    Чтож в таком случае происходит, если и диапазон регулировок фильтров и добротность хорошие а в финале подъем всего на 9 дБ, а завал и тоо меньше?    Ответ на этот вопрос довльно прост. Виновата во всем схемотехника эквалайзера, а именно суммирование сигналов после полосовых фильтров. Дело в том, что при увеличении амплитуды одного участка частотного диапазона проходя сумматор сигнал довоьно сильно ослабляется и в результате увеличение амплитуды происходит не на 20 ожидаемых дБ, а всего на 9 дБ. При ослаблении амплитуды одного участка частотного диапазона само слабление происходит, но только в фильтре, а на выходе сумматора это ослабление компенсируется ровными АЧХ на ослабляемом участке другими фильтрами. Таким образом чем больше будет полос в эквалайзере по этой схемотехнике, тем меньше будет диапазон регулировки.    Исходя из всего выше сказанного можно сдеелать вывод, что автор этой публикации ВСЕ расчеты делал собрав всего один-два фильтра и все расчеты и замеры проводились не в полноценном устройстве, а лишь используя его фрагменты, посколькув готовм устройстве не возможно получить пятиполосный эквалайзер с диапазоном регулировки ±12 дБ, особенно -12 дБ.    Однако совсем говорить ФУУУУ!!! на эту схемотехнику не стоит, поскольку на ее базе можно построить довольно не плохой регулятор тембра НЧ-ВЧ, причем подъем-завал будет происходить именно там, где нелинейность АЧХ акустической ситемы максимальна и где чаще всего требуется немного приподнять амплитуду. Для этого необходимо оставить лишь верхний и нижний полосовые фильтры, а номиналы резисторов R37, R44 и R46 уменьшить до 10 кОм. В результате получиться вполне достойная регулировка АЧХ на краях звукового диапазона (рисунок 40).

Рисунок 40 Форма изменения АЧХ при крайних положениях движков перменных резисторов "укороченного" эквалайзера.

    Эти же фильтры можно использовать в устройствах, где требуется только подъем АЧХ на определенной частоте или выделения какой то частоты, напрмер спектранализатор или светодинамическая установка (цветомузыка).    

    В качестве следующего устройства для корректировки АЧХ рассмотрим принципиальную схему эквалайзера с регулируемыми полосовыми фильтрами и не совсем обычной схемотехникой. Принципиальная схема этого устройства покзана на рисунке 41.

Рисунок 41 Принципиальная схема профессионального пятиполосного эквалайзера. УВЕЛИЧИТЬ

    От предыдущих вариантов данный эквалайзер отличается прежде всего использованием двух операционных усилителей для одного полосового фильтра. Это увеличение деталей прежде всего окупается получением дополнительных возможностей, а именно возможностью регулировки частоты псевдорезонанса фильтра и регулировки добротности. Это в совю очередь полностью исключает подбор частотозадающих элементов (в эквалайзера рекомендуется использовать детали с разбросом не более 1%, в противном случае необходим подбор для получения необходимых частот и аналогичности регулировок в стереофонических вариантах). Кроме этого, если подстроечные резисторы на 22 кОм в полосовых фильтрах заменить на 10 кОм и соеденить последовательно с переменными на 22 кОм можно получить параметрический эквалайзер имеющий гораздо большие возможности по сравнению с графическими эквалайзерами. Главным достоинством параметрических эквалайзеров является возможность регулировки не только уровня той или иной частоты, но и выбирать саму частоту, а так же изменять крутизну завалов или подъемов изменяемой частоты. Имеено по этому трехполосный параметрический эвкалайзер предпочтительней пятиполосного графического, ну а про пятиполосный параметрический эквалайзер и говорить нечего - это устройство для студий звукозаписи и требует подготвленного оператора.     Но вернемся к схеме и пока расмотрим работу одного полосового фильтра. На рисунке 42 показано изменение АЧХ всегоустройства при максимальной и минимально добротности среденчастотного полосового фильтра (точно так же происходит изменение добротности в остальных фильтрах).

Рисунок 42 Измение добротности, регулируется резисторами Х14-Х18.

Рисунок 43 Измение частоты, регулируется резисторами Х8-Х12.

    На рисунке 43 показаны изменения частоты полосового фильтра. На рисунках довольно четко просматривается волнообразность частотной характиристики на краях регулируемой частоты. Появление этого эффекта связано с необоснованным увеличением диапазона регулировки - до уровня ±16 дБ, что само по себе уже слишком большой диапазон. При снижении диапазона регулировки (увеличением номинала резисторов R1-R5) можно добиться довольно существенного уменьшения этой волнообразности и при диапазоне ергулировки ±12 дБ максимальные пики "волн" будут на уровне 1-1,5 дБ, что на слух уже довольно затруднительно различить.     На рисунке 44 приведена принципиальная схема десятиполосного графического эквалайзера с использованием той же схемотехники. По сути от предыдущей эта схема отличается лишь увеличенным количеством полос, все остальное полностью одинаковое.   

Рисунок 44 Принципиальная схема десятиполосного графического эквалайзера.УВЕЛИЧИТЬ

    Примерная чатотная полоса в данном варианте настраивается соответсвующими резисторами и имеет вид, показанный на рисунке 45, хотя может быть изменена в зависимости от потребностей конкретного звукорежисера.

Рисунок 45 Примерная частотная сетка десятиполосного эквалайзера.УВЕЛИЧИТЬ

    Кроме постройки эквалайзеров полосовые фильтры могут использоваться и по одному, для коррекции какой то определенной частоты или диапазона. Например если использовать только самый низкочастотный полосовой фильтр, то можно получить довольно интересный фильтр для сабвуфера.         Ну вот собственно и все основные варианты регуляторов тембра со всеми плюсами и минусами.

    Частоты, которые полезно помнить

    Сеть (питание) шумит на частоте 50 Гц (и умножается). Для устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц при помощи параметрического эквалайзера, ширина полосы которого достаточно узка. Тогда это не повлияет заметно на общий звук, но устранит шумы сети. Графический эквалайзер (треть октавы) тоже применим в этой ситуации, но остальными типами эквалайзеров лучше для этого не пользоваться, так как они имеют слишком широкую (зону влияния) и регулировка может серьезно изменить звук 6ac-гитары.

    Нижние частоты бас-гитары и бас-барабана лежат в области 40 Гц и менее. Чтобы придать этим звукам мощь (атаку), регулируйте частоту 80 Гц. Многие современные микрофоны, разработанные для баобарабана, имеют небольшой пик на этой частоте, что позволяет добится хорошего, густого звука.

    Нижняя частота электрогитары - 80 Гц. Для устранения бочковатости надо вырезать частоту 200 Гц; для устранения неприятного резкого призвука - ослабить в районе 1 кГц. В любом случае, sweep эквалайзер надо настраивать на слух. Чтобы добиться высокого резкого звука, используйте фильтр плавного нарастания и спада (hi shelving control). Можно также поэкспериментировать с bell equaliser (6 кГц - 10 кГц). Чтобы "добавить яду", сделать "жалящим" звучание рок-гитары, просмотрите область от 1.5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту и убирайте ее до тех пор, пока атака не станет такой, как нужно.

    Основная проблема с акустическими гитарами, как правило состоит в том, что они звучат бочковато (из-за неподходящих микрофонов, положения микрофона, акустических характеристик помещения - или просто из-за того, что инструмент плохой). Для исправления этого недостатка можно использовать sweep equaliser: область "вредной" частоты обычно находится между 200 Гц и 500 Гц; ее надо вырезать. Усиление в области нижней середины скорее всего сделает звук резким, поэтому всегда лучше применять верхний фильтр плавного нарастания и спада, если требуется придать звуку гитары особую яркость.

    Вокал также занимает большую часть частотного диапазона, при этом область 2-4 кГц регулируется для улучшения артикуляции. Стремитесь по возможности избегать большого усиления, так как естественное звучание голоса может быть потеряно. Пользуйтесь верхним фильтром плавного спада и нарастания для придания голосу яркости, если нужно; bell equaliser здесь вряд ли применим.   

   

    Описание методики построения моделей эквалайзеров в симуляторе МИКРОКАП:

   

Адрес администрации сайта: [email protected]   

 

soundbarrel.ru

Принципиальная схема эквалайзера для предварительного усилителя

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ЭКВАЛАЙЗЕРА

ОБЗОР СХЕМ

    КАКУЮ СХЕМУ ЭКВАЛАЙЗЕРА ВЫБРАТЬ? КАКОЙ ЭКВАЛАЙЗЕР ЛУЧШЕ? ПРИ СБОРКЕ МИКШЕРСКОГО ПУЛЬТА НУЖЕН ЛИ ТАМ ЭКВАЛАЙЗЕР И КАКОЙ?    Такие вопросы довольно часто возникают и задаются начинающими звуковиками.    Именно поэтому было решено подготовить обзор самых популярных схем эквалайзеров и регуляторов тембра. Изготовить такое количество эквалайзеров и регуляторов тембра конечно не реально, поэтому мы решили основываться на результатах расчетов симмулятора. Разумеется приведенные параметры в реальном аппарате будут отличаться, но все же какие то выводы можно сделать.    Прежде всего для чего нужен регулятор тембра как таковой. Основных мнений на этот счет два:    Для того чтобы портить звук (это мнение аудифилов)    Для коррекции звуковой картины, компенсации акустических свойств помещений, для придания звуку наиболее приятного конкретному слушателю оттенка (это мнение звукорежисеров)    К какой категории отоситесь Вы решать уже Вам, ну а мы начнем потихоньку с принципиальной схемы самого примитивного эквалайзера, точнне даже темброблока, поскольку полос регулирования у него всего три (рис 1).    Несколько слов об используемой в моделях элементной базе:    В моделях использовались операционные усилители TL071, как самые легкодоступные и имеющие аналоги содержащие в одном корпусе два операционных усилители (TL072, TL082) и четыре операционных усилителя (TL074, TL084). Транзисторы используемые в моделях - 2N5551.

Рисунок 1 Принципиальная схема трехполосного темброблока

    По сути это 3 полосовых фильтра звуковой сигнал после которых суммируется. Фильтры пассивные, следовательно они только ослабляют, причем максимальное ослабление получается у верхенго фильтра на СЧ-ВЧ частотах, среднего минимальное ослабление имеет в середине звукового лиапазона, а нижний фильтр имеет минимальное ослабление на высоких частотах. Стоящий после полосовых фильтров операционный усилитель служит для компенсации этого ослабления. Кроме того он имеет достаточно большое входное сопротивление, что позволило использовать резисторы для сумматора с довольно большим номиналом, необходимым для ослабления влияния полосовых фильтров на частоты к нему не относящиеся. АЧХ данного темброблока показана на рисунках 2-4.

Рисунок 2 Регулировка НЧРисунок 3 Регулировка CЧРисунок 4 Регулировка BЧ

    Ни рисунках АЧХ четко видно, что и как регулируется при крайних положениях движков переменных резситоров, поэтому выводы о применяемости этого регулятора тембра уже делайет сами. На рисунках по вертикали коф усиления регулятора тембра в дБ, по горизонтали - частота. На всех остальных рисунках расположение координат такое же.   

        Однако пассивными можно строить не только трех полосные темброблоки, но и более функциональные шести полосные эквалайзеры. На рисунке 5 приведена принципиальная схема такого эквалайзера. Полосовые фильтры от предшественика отличаются увеличенной добротностью, что ослабляет влияние фильтра на "соседние" полосы. Операционный усилитель так же компенсирует ослабление сигнала вносимое фильтрами. Небольшая оговорка - номинал переменного резистора указан числом и буквой на конце. Число без буквы показывает в каком положении находиться движок переменного резистора, в данном случае это 50%. В данном варианте эквалайзера рекомендуется использование логарифмических переменных резисторов, однако линейные тоже не слишком заметно коробят линейность восприятия регулирования.

Рисунок 5 Принципиальная схема шестиполосного пассивного эквалайзераУВЕЛИЧИТЬ

    АЧХ фильтра выровнена благодаря использованию разных номиналов резисторов сумматора. Дополнительные изгибы АЧХ получились из за использование номиналов стандартной линейки и распредение полос по частотному диапазону не очень равномерное. На рисунках 6-11 показаны измениние формы АЧХ в зависимости от положений переменных резисторов. Для увеличения подъема самых верхних частот необходимо увеличить емкость конденсатора С16 до 68 пкФ, но не более 82 пкФ.

Рисунок 6 Регулировка самой низкой частоты звукового диапазона

Рисунок 7 Регулировка 200 Гц

Рисунок 8 Регулировка 500Гц

Рисунок 9 Регулировка 2000 Гц

Рисунок 10 Регулировка 6000 Гц

Рисунок 11 Регулировка самой высокой частоты.

    Как видно из приведенных АЧХ данный эквалайзер имеет не совсем правильные формы изгибов регулируемых частот, поэтому рекомендовать его для HI-FI аппаратуры можно лишь в случае острой необходимости введения эквалайзера и наличии ОЧЕНЬ маленького бюджета на постройку...    Было бы не справедливо обойти вниманием эквалайзеры, вызывавшие бурю восторга только своим наличием в переносных магнитолах с "отстегивающимися" колонками. Принципиальная схема одного из таких эквалайзеров приведена на рисунке 12.

Рисунок 12 Принципиальная схема "балалаечного" эквалайзера.УВЕЛИЧИТЬ

    В принципе регулировку АЧХ он производит, ну а как он это делает показанно на рисунках 13-17. В данном варианте регулятора тембра необходимо использовать только логарифмические переменные резисторы. При сборке этого эквалайзера так же необходимо учитывать тот факт, что он предназначен для малокаскадных трактов усиления звукового сигнала, т.е. имеет свой собственный коф усиления и довольно большой, а входное напряжение не должно превышать 0,05 В.

Рисунок 13 Регулировка НЧ

Рисунок 14 Регулировка НЧСЧ

Рисунок 15 Регулировка СЧ

Рисунок 16 Регулировка СЧВЧ

Рисунок 17 Регулировка ВЧ

   

    Более предсказуемым по линиям изгиба АЧХ является регулятор тембра, схема которого показана на рисунке 18. В этом варианте частото зависимые цепи включены в обратную связь операционного усилителя, что позволило контролировать диапазон регулировки и довольно заметно снизить уровень THD Первый ОУ служит буферным усилителем-повторителем.

Рисунок 18 Принципиальная схема темброблока с использованием обратной связи операционного усилителяУВЕЛИЧИТЬ

    Зависимости АЧХ от крайних положений переменных резисторов регулятора показаны на рисунках 19-21.

Рисунок 19 Регулировка НЧ

Рисунок 20 Регулировка СЧ

Рисунок 21 Регулировка ВЧ

    И форма, и диапазон регулировок, и уровень THD для данного варианта регулятора тембра по сути для бытовых условий практически идеальны.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

   

    Описание методики построения моделей эквалайзеров в симуляторе МИКРОКАП:

   

Адрес администрации сайта: [email protected]   

 

soundbarrel.ru

Восьмиполосный эквалайзер — Меандр — занимательная электроника

Читать все новости ➔

Эквалайзер (регулятор тембра), описание ко­торого приведено в этой статье, предназначен для повышения качества звучания звуковоспроизво­дящей аппаратуры, в первую очередь, в условиях обычных жилых помещений. Эта конструкция мо­жет быть полезна как аудиофилам, так и лицам, за­нимающимся использованием аудиоаппаратуры профессионально.

Современные высококачественные усилители и акустические системы обеспечивают высокую вер­ность звучания в просторных помещениях с хоро­шей акустикой. Однако акустические свойства жи­лых комнат (особенно небольших размеров) часто бывают далеко не оптимальными, что не позволяет получить высокую верность звуковоспроизведения даже при наличии трехполосных зарубежных акусти­ческих систем высокого класса и высококачествен­ных усилителей. В любой точке подобных помеще­ний имеет место такое явление, как интерференция звуковых волн (сложение их с разными фазами), пришедших непосредственно от акустических си­стем и отраженных от стен, потолка, пола, мебели. При этом на некоторых частотах возникают стоячие волны (пучности и провалы интенсивности звука) с неравномерностью до 20 дБ, что вызывает необхо­димость регулировки АЧХ аудиосистемы в опреде­ленных полосах частот. Регулирование АЧХ необхо­димо и для компенсации недостатков более рас­пространенных двухполосных акустических систем. Эти акустические системы, как правило, имеют про­вал АЧХ на средних частотах из-за несовершенства электрических разделительных фильтров, параме­тры которых улучшить довольно трудно.

Для регулировки АЧХ используют регуляторы тембра и эквалайзеры. Наиболее простые двухпо­лосные регуляторы тембра не позволяют в полной мере решать подобные задачи. При подъеме уровня самых низких частот (20...40 Гц) одновре­менно будут усилены сигналы в полосе 80.200 Гц. Положение может исправить лишь эквалайзер (в переводе с английского - «выравниватель»), т.е. многополосный регулятор, позволяющий устана­вливать необходимый коэффициент передачи в узкой полосе частот.

Существуют активные и пассивные эквалайзе­ры. У тех и других есть свои достоинства и недо­статки. Основной недостаток активных регуляторов тембра обусловлен использованием глубокой ча­стотно-зависимой отрицательной обратной связи (ООС), что вызывает большие дополнительные ис­кажения (интермодуляционные, перекрестные и др.), вносимые ими в регулируемый сигнал. Наиболее часто используемые для усиления сигналов операционные усилители (ОУ) имеют ряд недо­статков:

  • низкая частота среза не позволяет с высокой верностью передавать фронты импульсного сигнала;
  • так называемые, динамические искажения, связанные с переходными процессами в охвачен­ных общей ООС цепях;
  • склонность к самовозбуждениям;
  • повышенные нелинейные искажения.

Как известно, качество звучания зависит как от амплитуд гармоник различного порядка, так и от соотношения между ними. Желательно, чтобы с ро­стом номера гармоники ее амплитуда достаточно быстро убывала, в противном случае звучание ста­новится резким, с «металлическим» оттенком. Во многих случаях использование ОУ не всегда прие­млемо, а специализированные высококачествен­ные ОУ имеют значительно более высокую стои­мость (в десятки раз и более) и не всегда доступны. Поэтому в последнее время в звуковоспроизводя­щей аппаратуре все чаще стали использовать пассивные регуляторы тембра. Правда, и они име­ют свои недостатки. Первый из них - это значи­тельное ослабление сигнала. Поэтому усиливать ослабленный сигнал все равно нужно, скорее все­го, с помощью тех же ОУ, но уже в широкой поло­се частот. При этом уже будут сказываться шумо­вые свойства этих ОУ. Поэтому есть смысл попытаться как-то улучшить свойства самих актив­ных регуляторов тембра. Для уменьшения интер­модуляционных и перекрестных искажений, вы­званных взаимным влиянием частотных каналов эквалайзера друг на друга можно попробовать использовать давно известный способ - дополни­тельное разделение каналов. Предлагается ис­пользовать два эквалайзера - один для низких, а другой для высоких частот. Например, можно ис­пользовать низкочастотный эквалайзер с четырь­мя полосами регулирования с граничными часто­тами: 70, 200, 500 и 1000 Гц и высокочастотный с четырьмя полосами с граничными частотами: 2, 5, 10 и 16 кГц. Понятно, что разделение полос и их ко­личество субъективно (дело вкуса и слуха). Затем сигналы эквалайзеров нужно объединить и подать на вход высококачественного усилителя мощности. Здесь попутно можно попробовать «убить» и еще одного «зайца»: не объединять сигналы, а исполь­зовать два отдельных полосовых усилителя (низко­частотный со своей акустической системой (без полосовых фильтров) и высокочастотной со своей.

В эквалайзерах обычно используются полосо­вые фильтры с разными резонансными частотами, и они могут иметь различные добротности в зави­симости от качества радиоэлектронных компонен­тов и разброса их параметров. Поэтому парал­лельное включение фильтров с последующим суммированием, применяемое в графических эк­валайзерах, не позволит получить линейную АЧХ в средних положениях регуляторов тембра из-за несогласованности частот среза и добротностей АЧХ фильтров (это же относится и к пассивным ре­гуляторам тембра). Практически это может приве­сти также и к нарушению стереобаланса. Пригод­ной для практического использования является схема включения фильтров в цепь дополнительной ветви ООС операционного звена инвертирующе­го усилителя (рис.1), образованной резисторами R4 и R5.

Рис. 1

В полосе задерживания полосового фильтра Z1 коэффициент передачи устройства К=-R2/R1 не зависит от соотношения сопротивле­ний резисторов R4 и R5. На резонансной частоте F регулятор R4, R5 совместно с фильтром Z1 и ре­зистором R1 образуют контур ОС, действие кото­рой эквивалентно подключению параллельно ре­зистору Р1 резистора с сопротивлением R3К(F) при условии R4=0 и подключению параллельно ре­зистору Р2 резистора с сопротивлением Р3К(F) при условии R5=0. Благодаря этому глубина регу­лирования тембра в децибелах лежит в пределах

от доПри условии R1/R2=R4/R5, что имеет место при средних положениях регуляторов тембра, фильтр Z1 и резистор R3 оказываются включенными в ди­агональ сбалансированного моста, поэтому АЧХ устройства принципиально линейна. Такое же свойство сохраняется и для произвольного числа дополнительных ветвей ОС с фильтрами, имеющи­ми любые добротности и резонансные частоты.

Для практической реализации предлагаемого эквалайзера можно использовать специализиро­ванные микросхемы, разработанные ведущими зарубежными фирмами. Положительной стороной таких изделий является их низкая стоимость. На­иболее доступны микросхемы LA3600 (Sony) и BA3822LS (Rohm). Микросхемы представляют со­бой пятиполосные эквалайзеры, только первый из них одноканальный, а второй - двухканальный. В этих микросхемах используются полосовые филь­тры, показанные на рис.1. Фильтры состоят из двух конденсаторов C1 и C2 и переменного рези­стора, позволяющего изменять усиление на часто­те настройки примерно на ±10 дБ.

Центральную частоту настройки можно изме­нить выбором емкости конденсаторов C1 и C2. Для расчета фильтров указанных микросхем можно пользоваться простой формулой для определения этой частоты:

где R6=1,2 кОм, R7=68 кОм - сопротивления внутренних резисторов микросхемы.

Напряжение питания микросхемы BA3822LS от 5 до 14 В. Для минимизации нелинейных искаже­ний, которые по паспортным данным не должны превышать 0,1% (при максимальном напряжении питания), лучше использовать некоторое среднее значение напряжения, например 9,5 В. При мень­шем напряжении питания заметно уменьшается коэффициент усиления. Потребляемый ток весь­ма незначительный (7...8 мА). Входное сопротив­ление - 10 кОм.

Электрическая принципиальная схема эквалай­зера показана на рис.2.

Рис. 2

В эквалайзере используются две микросхемы BA3822LS: одна для низких, а другая для высоких частот. Сама схема очень проста и в пояснениях не нуждается. Для повышения качества работы эква­лайзера решено было не использовать полярные электролитические конденсаторы. Все конденса­торы пленочные, за исключением выходных С21, С22, С121 и С122. В этих позициях использовались неполярные электролитические фирмы Jamicon, на корпусе которых особая маркировка - NP, а белая минусовая полоса отсутствует. Конечно, если по­зволят габариты устройства, то лучше их заменить пленочными. Для уменьшения влияния перекрест­ных искажений печатная плата не разрабатыва­лась, сборка велась методом навесного монтажа тонким проводом. Для устранения возможного са­мовозбуждения конденсаторы С25 и С125 жела­тельно подпаять непосредственно между вывода­ми 23 и 24 микросхем. После сборки эквалайзер заработал почти нормально. Пришлось только по­добрать емкости конденсаторов фильтра на 16 кГц. Качество звучания превзошло ожидания. Похоже, автору достались микросхемы японского произ­водства, несмотря на весьма демократичную цену (менее 1 USD). Были замечены и некоторые слухо­вые особенности регулирования тембра, о чем в свое время писал В.П. Матюшкин в статье [1].

Литература

  1. Матюшкин В.П. Физиологическое регулиро­вание тембра // Радиоаматор. - 1999. - №10, №11.

Автор:  Александр Саволюк, г. Киев

Возможно, Вам это будет интересно:

meandr.org

Простой эквалайзер схема | Сабвуфер своими руками

Эквалайзер предназначен для регулировки частотной характеристики УНЧ, в котором он применяется, в десяти полосах с центральными частотами: 32 Гц, 64 Гц, 125 Гц. 250 Гц. 500 Гц. 1 кГц. 2 кГц. 4 кГц.8кГц и 16кГц. Глубина регулировки ±15дБ.

Принципиальная электрическая схема содержит 12 операционных усилителей. на двух из них сделаны входной и выходной усилители, изменяя коэффициенты усиления которых можно регулировать коэффициент передачи схемы в целом, что может потребоваться при адаптации схемы в НЧ тракт, в котором она будет работать. При этом операционный усилитель АЗ работает еще и как микшер сигналов, поступающих от разных фильтров. А десять других работают в активных фильтрах, каждый в своей полосе.

На сайте радиочипи www.radiochipi.ru чтобы не загромождать схему, показан только один фильтр на А2. Остальные девять фильтров выполнены точно по такой же схеме, с различием только в величинах емкостей конденсаторов СЗ и С4. Эти величины сведены в таблицу 1 соответственно частотам полос. Таким образом, операционных усилителей А2 в схеме 10 штук, соответственно, по 10 штук резисторов R4. R5. R6. R7, R8, R9, R10, конденсаторов СЗ и С4, при этом сопротивления резисторов в разных фильтрах одинаковы, — различаются только конденсаторы.

Питание схемы двухполярное. Напряжение питания зависит от параметров используемых ОУ, и схемотехнической необходимости, связанной с адаптацией схемы к основному тракту НЧ, в котором она будет работать. Операционные усилители можно использовать любые общего применения, например, КР140УД608 или любые другие. Соответственно, будет и нумерация выводов на схеме (сейчас на схеме она условно не показана). С целью компактности устройства можно использовать микросхемы, содержащие по четыре операционных усилителя в одном корпусе.

Переменные резисторы — с линейным законом регулировки. Общий коэффициент передачи схемы можно регулировать настройкой цепей ООС операционных усилителей А1 и АЗ (резисторы R1-R2 и R11, соответственно). Если нужен простой вариант предварительного усилителя, с регулировкой тембра по НЧ и ВЧ, можно сделать схему, показанную на втором рисунке. Здесь всего три операционных усилителя, А1 и АЗ являются предварительным и выходным усилителем, а А2 — активный регулятор тембра по НЧ и ВЧ. R5 регулирует по НЧ. R8 — по ВЧ.

www.radiochipi.ru

Из журналов "Радио" и брошюр "В помощь радиолюбителю" - 27 Декабря 2009 - Библиотечка "Сделай сам"

Звукосниматели, микшеры, гитарные примочки, эквалайзеры, ревербераторы, терменвокс, усилители, электроорганы...

ЗВУКОСНИМАТЕЛИ

Адаптеризация губной гармоники (РАДИО №1 1965),пьезоэлектрический звукосниматель, предусилитель и вибрато на лампах:

1965-01-harp1.gif1965-01-harp2.gif

Пьезо- и фото- звукосниматели для инструментов с неметаллическими струнами (РАДИО №3 1969):

1969-03-pickups.gif

Электромагнитные звукосниматели для гитары (РАДИО №5 1968):

1968-05-pickups1.gif1968-05-pickups2.gif

Металлические струны в качестве звукоснимателя гитары (РАДИО №4 1970):

1970-04-pickup.gif

Высокочастотный звукосниматель для гитары (РАДИО №10 1970):

1970-10-pickup.gif

Электромагнитные звукосниматели для струнных инструментов (ВРЛ №33 1969)

1969vrl33-pickups.djv

МИКШЕРЫ

Микшеры на два и четыре входа (РАДИО №7 1965):1965-07-mixers1.gif1965-07-mixers2.gif

Простой микшер с тремя входами (РАДИО №4 1968):

1968-04-simple-mixer.gif

Моно/стерео микшер на четыре входа (РАДИО №7 1968):

1968-07-mixer1.gif1968-07-mixer2.gif

Универсальный микшер на три входа (РАДИО №11 1969):

1969-11-mixer.gif

Микшер на полевых транзисторах (два входа) (РАДИО №10 1971):

1971-10-mixer.gif

ЭФФЕКТЫ

Схема эффекта "вибрато" на лампах (РАДИО №5 1969):

1969_05_60-tube-vibrato.gif

Электронный вибратор (на лампах) для электрогитары (ВРЛ №27 1966):

1966vrl27-tube-vibrato.djvu

Схема эффекта "вибрато" на транзисторах (РАДИО №6 1969):1969-06-vibrato.gifСхема эффекта "вибрато" на транзисторах (РАДИО №3 1970):1970-03-vibrato.gifВибрато на полевом транзисторе (РАДИО №8 1970):

1970-08-vibrato.gifВибрато на полевом транзисторе (РАДИО №11 1970):

1970-11-vibrato.gif

Амплитудно-фазовое вибрато (РАДИО №7 1970):

1970-07-vibrato.gif

Балансные амплитудные вибрато на лампах и на транзисторах (РАДИО №4 1971):

1971-04-vibrato1.gif1971-04-vibrato2.gifСхема гитарного эффекта DISTORTION:

1968-11-fuzz.gif

"Распылитель" для электрогитары (РАДИО №7 1971):

1971-07-fuzz1.gif1971-07-fuzz2.gif

Делитель частоты для электрогитары (РАДИО №5 1970):

1970-05-octaver.gif

Эффекты "фузз", "вибрато", "квакушка" и "бустер" на транзисторах (ВРЛ №47 1974):1974vrl47_39-effects.djvuПять эффектов "фузз" и компрессор для электрогитары на транзисторах (ВРЛ №68 1980):1980vrl68_38-effects.djvu

Блок эффектов "фузз", "вибрато", "квакушка", имитатор ревербератора и умножитель частоты на транзисторах (ВРЛ №71 1980):1980vrl71_26-effects.djvuЭффекты "дистошн", "скваер" и "двухточечный унисон" на транзисторах (ВРЛ №89 1985):1985vrl89_13-effects.djvu

Эффект "Лесли" ("вращающийся звук") (ВРЛ №89 1985):1987vrl96_23-leslie-effect.djvu

ЭКВАЛАЙЗЕРЫ

Ламповый пятиполосный эквалайзер (РАДИО №10 1968):

1968-10-equaliser.gif

Четырехполосный двухканальный эквалайзер на ОУ (ВРЛ №69 1980):1980vrl69_16-4band-equ.djvuВосьмиполосный двухканальный эквалайзер (ВРЛ №69 1980):Восьми1988vrl101_40-8band-equ-stereo.djvu

РЕВЕРБЕРАТОРЫ

Пружинный ревербератор (РАДИО №6 1965):

1965-06-reverb.gif

Пружинный ревербератор (РАДИО №5 1968):

1968-05-reverb1.gif1968-05-reverb2.gif

Пружинный ревербератор в радиоле "Иоланта" (РАДИО №5 1969)(такой же блок реверберации использовался в приставке "Эхо",которую мы применяли на своих концертах),здесь полное описание схемы и конструкции:1969_05_iolanta1.gif1969_05_iolanta2.gif1969_05_iolanta3.gif1969_05_iolanta4.gif

Пружинный ревербератор для гитары (РАДИО №7 1971):

1971-07-reverb.gifМагнитофонный ревербератор (ВРЛ №63 1978):1978vrl63_48-reverb.djvu

Цифровой ревербератор (ВРЛ №63 1978):1986vrl95_29-digital-reverb.djvu

ТЕРМЕНВОКС

Схема Терменвокса на лампах (РАДИО №10 1964):

1964-10-termenvox-tube1.gif1964-10-termenvox-tube2.gif

Схема Терменвокса на транзисторах (РАДИО №10 1965):

1965-10-termenvox.gif

Новое о Терменвоксе (ВРЛ №44 1974):

1974vrl44_36-termenvox.djvu

УСИЛИТЕЛИ

Ламповый усилитель мощностью 100 Ватт (РАДИО №12 1964):

1964-12-amplifier100W.gif

Транзисторный усилитель мощностью 50 Ватт (РАДИО №2 1969):1969-02-amplifier-50W-1.gif1969-02-amplifier-50W-2.gif1969-02-amplifier-50W-3.gifЛамповый усилитель мощностью 12 Ватт (РАДИО №12 1966):С блоком - экспандером динамического диапазона.Был собственноручно изготовлен и использовался для гитары в домашних условиях.

1966-12-amplifier-12W-1.gif1966-12-amplifier-12W-2.gif1966-12-amplifier-12W-3.gif1966-12-amplifier-12W-4.gif1966-12-amplifier-12W-5.gif

Простой ламповый усилитель мощностью 6 Ватт (РАДИО №3 1967):1967-03-amplifier-6W.gif

Транзисторный усилитель мощностью 15 Ватт (РАДИО №6 1969):

1969-06-amplifier-15W.gif

Электромагнитный датчик и ламповый усилитель с амплитудно-фазовым манипулятором для гитары (РАДИО №7 1967):

1967-07-el-guitar1.gif1967-07-el-guitar2.gif1967-07-el-guitar3.gif

Транзисторный усилитель мощностью 6 -10 Ватт (РАДИО №8 1969):1969-08-ampifier-10W-1.gif1969-08-ampifier-10W-2.gifЛамповый усилитель мощностью 20 Ватт (РАДИО №9 1970):1970-09-amplifier-20W-1.gif1970-09-amplifier-20W-2.gif1970-09-amplifier-20W-3.gif

Транзисторный усилитель для гитары-соло мощностью 50 Ватт (РАДИО №2 1971):

1971-02-amplifier-50W-1.gif1971-02-amplifier-50W-2.gif1971-02-amplifier-50W-3.gifТранзисторный эстрадный усилитель мощностью 55 Ватт (РАДИО №4-5 1971):

1971-04-ampifier-55W-1.gif1971-04-ampifier-55W-2.gif1971-04-ampifier-55W-3.gif1971-04-ampifier-55W-4.gif1971-05-ampifier-55W-5.gif1971-05-ampifier-55W-6.gif1971-05-ampifier-55W-7.gif

Транзисторный усилитель мощностью 46 Ватт (РАДИО №6 1971):

1971-06-ampifier-46W-1.gif1971-06-ampifier-46W-2.gif1971-06-ampifier-46W-3.gif

Схемы промышленных ламповых усилителей УМ-50 и УМ-50А (мощностью 50 Ватт):

UM-50-1.gifUM-50-2.gifUM-50A.gif

Ламповый усилитель мощностью 40 Ватт (РАДИО №11 1971):1971-11-ampifier-40W-1.gif1971-11-ampifier-40W-2.gif1971-11-ampifier-40W-3.gif

Промышленный транзисторный усилитель "РАДУГА" мощностью 25 Ватт (РАДИО №11 1971):

1971-12-amplifier-16-25W-1.gif1971-12-amplifier-16-25W-2.gif

Ламповый усилитель мощностью 10 Ватт (ВРЛ №37 1971):

1971vrl37-power-amp-10W.djvu

Ламповый стереоусилитель мощностью 2х20 Ватт с магнитофонным ревербератором (ВРЛ №39 1972):

1972vrl39_35-power-amb-with-reverb.djvu

Транзисторный усилитель мощностью 35 Ватт (В.Шушурин) (ВРЛ №44 1974):

1974vrl44_54-power-amp-35W.djvu

Транзисторный усилитель мощностью 70 Ватт  (В.Шушурин) (ВРЛ №56 1977):

1977vrl56_50-power-amp-70W.djvu

КЛАВИШНЫЕ ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ламповый клавишный многоголосный электромузыкальный инструмент с генераторами тона на неоновых лампочках конструкции Л. Вингриса, Рига (РАДИО №10 1958):58-10-38_41-emi.djvuЛамповый клавишный четырехголосный электромузыкальный инструмент, конструкторы А. Спицын, А. Степаньянц (РАДИО №3 1963)63-03-44_47-emi.djvuЭлектромузыкальные инструменты, краткая обзорная статья И. Симонова. Упоминаются терменвокс, виолена, сонар, эмиритон, экводин, компанола, гармониум, кристадин, электро-колокола, шумофоны, эола (какие поэтические названия!). Описаны основные свойства музыкального звука: высота, громкость, тембр.

63-12-38_39-emi.djvu

centaurs.ucoz.ru